http://npc-news.ru/

Четыре компонента коммуникации

Таким образом, основные гипотезы этой главы заключаются в том, что, по сравнению с коммуникацией взрослых, коммуникация детей ха­рактеризуется большей открытостью, большим сходством между четырь­мя основными компонентами: коммуникатором, адресатом, коммуника­ционным поведением и референтом. Эти различия вопрос скорее воз­можностей, чем выбора. Хотя коммуникация взрослых может приобре­тать свойства детской коммуникации (например, указывайте), коммуни­кация взрослых людей не ограничена этими рамками. Например, в ответ на вопрос «Где моя ручка?» взрослый может указать на предмет, но мо­жет и ответить: «Она в правом верхнем ящике твоего стола».

Таким образом, развитие коммуникативных способностей ребенка можно рассматривать как прогрессирующее нарастание закрытости и не­сходства между четырьмя основными компонентами. Маленький ребе­нок способен общаться только по поводу объекта, присутствующего в данном времени и пространстве, позже он сможет вступать в коммуника­цию и по поводу отсутствующих предметов. Младенец, который может вступать в коммуникацию, только если присутствует адресат, затем на­учится делать это и в отсутствии последнего. Вначале ребенок не может ясно различать референта и слово, поскольку в его ощущениях они нераз­делимы. Потом эти два компонента будут рассматриваться как нечто от­дельное, но взаимосвязанное, поскольку одно обозначает другое.

Нарисовав такой общий набросок, мы можем обратиться к подроб­ному рассмотрению взаимоотношений между различными парами из этих четырех компонентов и важной роли эмоций и невербальных сигналов.


Комментарии закрыты.