http://npc-news.ru/

Несходство между коммуникативным поведением и референтом

Существует три степени несходства между речевой коммуникацией и ее референтом: звукоподражание, физиогномическая репрезентация и общепринятые референции.

Звукоподражательные и физиогномические формы. Использование звукоподражательных форм обусловлено тем, что в репертуаре ребенка есть звуки, используемые в таких выражениях. Эти звуки приобретаются на ранних этапах развития, когда ребенок подражает характерным звукам своей окружающей среды, возбуждающим его интересы и эмоции. При­меры этому звуки животных, игрушек, машин или самолетов. Ребенок может воспроизвести звук предмета, который он хочет получить, напри­мер, говоря «чу-чу, чу-чу», ребенок показывает, что хочет свой игрушеч ный паровозик. Затем те же звуки могут сопровождать повороты к произ водящим звуки предметам или указывания на них. В этом случае звуки выполняют уже новую функцию: они привлекают к предмету вниманп. другого человека. Всем известный звук «гав-гав» сначала может быть свя зан с собакой, а затем обобщиться и использоваться для обозначения других животных; это пример звукоподражательной формы репрезента ции. Звукоподражательные формы представляют собой скорее выбором ные речевые аналоги определенных акустических свойств объектов, а не простые имитации. Это так, поскольку в них обычно входят фонемы тоге языка, на котором разговаривают родители ребенка, и не содержат отсут­ствующих в данном языке фонем (Brown, 1958).

Возможно, это сходство фонетического содержания голосовых про­явлений ребенка с тем, что характерно для культуры взрослых, обуслов лено имитацией звукоподражаний, которые ребенок слышит от взрослых Вне зависимости от того, воспроизводит ли ребенок звукоподражатель ные формы спонтанно или подражает своим родителям, важно понять насколько легко ребенку усваивать звукоподражательные обозначения или репрезентации по сравнению с общепринятыми. Этот вопрос можно ис­следовать на примере аутичных детей, которых часто учат вербальным обозначениям слов в лабораторных условиях. Различия в скорости усвое­ния звукоподражательных и общепринятых форм обозначения или, на общем уровне, речевых форм с нарастающими степенями несходства с изображаемым объектом, можно исследовать в условиях контролируемо­го эксперимента.

Физиогномическая репрезентация, в отличие от звукоподражатель­ной, включает в себя имитацию неакустических характеристик объектов (Jespersen, 1922; Newman, 1933). Например, чтобы показать различия в длине дети, используют различную длительность звуков, а также они про­износят «низкие» или «высокие» гласные звуки, чтобы выразить разли­чия между большим и маленьким размером или близко расположенным или удаленным объектом.


Комментарии закрыты.