http://npc-news.ru/

Ассо­циативная сфера

Переходя от использования персонифицированных форм к общепри­нятым, ребенок сохраняет свою собственную идиосинкразическую ассо­циативную сферу. Однако при возрастающем использовании общеприня­тых выражений и при дифференцированном подкреплении такого исполь­зования со стороны окружающих взрослых ребенок начинает видоизме­нять свою коннотативную сферу таким образом, чтобы она больше соот­ветствовала людям из его социального окружения.

Именно на этих переходных этапах ребенок исподволь усваивает два вида фактов, относящихся к речевым символам. Прежде всего, все объек­ты в этом мире имеют имена, и если существует имя, должен найтись и соответствующий этому имени объект. Это понимание, хотя оно и осуще­ствляется в неявной форме, проявляется в последующем скачкообразном развитии поведения ребенка. У него неожиданно пробуждается неиссякающий интерес к названиям, ребенок постоянно просит, чтобы называли окружающие его предметы. Этот резкий скачок интереса наблюдается и у глухонемых детей (Keller, 1903, с. 315). Во-вторых, ребенок начинает осоз­навать, что с помощью слов можно напрямую воздействовать на поступ­ки других людей. Например, проявив интерес к названиям предметов, ребенок также приобретает склонность многократно повторять имена окружающих людей. Он зовет кого-нибудь по имени, человек оборачива­ется к ребенку. Однако кажется, что ребенку больше нечего сказать, он ничего не хочет, поэтому человек вновь возвращается к своим делам, и ребенок тут же вновь произносит его имя.

Этот неожиданный интерес к словам и осознанию их власти можно использовать при тренировке речевых навыков как у здоровых, так и ум­ственно отсталых детей. Можно подтолкнуть ребенка к использованию словесных команд, которые выполняет родитель или экспериментатор, например, «Дай мне книгу», «Подними руку», «Положи книгу на стол». Действия взрослых в подобных ситуациях прекрасное подкрепление для ребенка, они закрепляют его речевое поведение.


Комментарии закрыты.