http://npc-news.ru/

Общепринятые референции

Общепринятые формы репрезентации развиваются частично из обобщения звукоподражательных или физиогюмических вокализаций, позволяющего репрезентировать большее разюобразие референтов. Например, звукоподражание, первоначально свяшное с конкретным объектом, может затем обобщиться и обозначать фугие похожие объекты (например, «ав-ав», изначально связанное с со­пкой, распространяется на всех животных). Таким образом, аналогия между вербальной формой и представляемым объектом становится ме­нее важной.

Другие общепринятые обозначения развиваются посредством изме­нений идиосинкразических выражений. Существует четыре вида таких изменений. Прежде всего, на звукоподражательные или физиогномичес­кие выражения накладываются синтаксические ограничения. Таким об­разом, хотя изначальное физиогномическое выражение может обозначать объект (то есть быть существительным), затем оно может использоваться во множестве других форм, например, в качестве глагола или прилага­тельного и претерпеть определенные изменения в соответствии с требо­ваниями синтаксиса.

Во-вторых, могут развиваться составные формы, в которых одна часть это общепринятое слово, а другая часть носит иди­осинкразический характер, причем каждая часть относится к различным аспектам референта. В-третьих, могут появляться составные формы, в которых оба выражения общепринятое и идиосинкразическое отно­сятся к одному объекту, как, например, в выражении «гав-гав, собака». Вчетвертых, ребенок может воспроизвести идиосинкразическое выраже­ние в ответ на требование взрослого использовать общепринятое, напри­мер, если ребенок говорит «гав-гав» в ответ на «Джонни, скажи собака». Ребенок может использовать звукоподражательное выражение при взаи­модействии со знакомым адресатом, но общепринятую форму, если адре­сат незнаком. Также, если ребенок встревожен или у него возникли силь­ные чувства, может произойти временное возвращение к идиосинкрази­ческим выражениям, даже если в большинстве ситуаций он уже исполь­зует общепринятые.

Такие переходные формы вербализаций показывают, как постепен­но усваивается синтаксис языка и растет осознание важности общепри­нятых форм, хотя такие формы и продолжают использоваться наряду с перс они фицир ованными.

При разработке тестов раннего речевого развития (Mehrabian and Williams, 1971) один из показателей может основываться на выявлении этих четырех форм модификаций. Ребенка можно спросить: «Можно это еще как-то назвать?» или «Как это еще может называться?», если он ис­пользовал только персонифицированное или общепринятое выражение. Между прочим, эти формы также встречаются в психопатологии, если имеют место нарушения речи.


Комментарии закрыты.