http://npc-news.ru/

Два канала коммуникации: вербальный и голосовой

В следующих четырех экспериментах было за­действовано два канала коммуникации: вербальный и голосовой. Проти­воречивые позитивные сообщения включали позитивный голосовой и не­гативный словесный компоненты; противоречивые негативные сообще­ния включали негативный голосовой и позитивный словесный компонен­ты. Контрольные стимулы для этих двух видов сообщений составили уме­ренно позитивные словесные и голосовые коммуникации, с одной сторо­ны, и умеренно негативные вербальные и голосовые коммуникации —с другой.

Все описанные ниже эксперименты использовали один и тот же на­бор вербально-голосовых сообщений. Несколько примеров каждого из четырех типов сообщений были записаны на кассету. Испытуемые про­слушивали записи и отмечали свои предпочтения относительно этих со­общений, представляя разнообразные ситуации социального взаимодей­ствия.

Эти четыре исследования были направлены на экспериментальный поиск взаимосвязей. При отсутствии экспериментальных данных, имею­щих непосредственное отношение к проблеме, было возможно сформу­лировать лишь общую предварительную гипотезу: противоречивые сооб­щения являются менее формальными и более глубинными выражениями отношения, чем сообщения непротиворечивые. Далее, поскольку было выдвинуто предположение, что сдержанность в выражении негативного отношения определяет выбор противоречивого сообщения, было введе­но несколько факторов, вызывающих у коммуникатора негативные чув­ства к своему адресату.

Таким образом, исследование включило отрицательные сигналы, вызывающие эмоциональное возбуждение, в сочетании с различными социальными ситуациями, различающимися по степени формальности. Одну группу факторов составили: 1) симпатия к адресату, 2) степень кон­фликта между говорящим и адресатом, их раздражения друг другом и 3) то, насколько поведение адресата по отношению к говорящему является приятным. Вторая группа факторов касалась формальности ситуаций ком­муникации: 4) степень формальности условий коммуникации, 5) статус говорящего по сравнению со статусом адресата, 6) отсутствие или нали­чие свидетелей при направлении адресату сообщения, 7) способность адресата воспринять недвусмысленные проявления испытываемой к нему антипатии, 8) имплицитный или эксплицитный характер негативного со­общения адресата говорящему.


Комментарии закрыты.