http://npc-news.ru/

Социальное одобрение и тревожность

Двумя личностными переменными, использованными в исследо­вании, были стремление говорящего к социальному одобрению, изме­ряемое по шкале социальной желательности Марлоу-Крауна (1960) и тревожность говорящего, измеряемая по опроснику тревожности Мандлера и Сарасона (1952). Эти две переменные были выбраны потому, что мы предполагали, что людям с высокой тревожностью и. сильным стремлением к социальному одобрению будет труднее выражать свои негативные чувства открыто. (Если читатель захочет, он может прямо перейти к разделу «Обсуждение», связность восприятия при этом не пострадает.)

Метод

Словесные стимулы, использованные во всех четырех эксперимен­тах. Записанные на аудиокассеты сообщения, использованные во всех четырех экспериментах Меграбяна (1970е), были подготовлены следую­щим образом. Вначале группе из 30 студентов университета Калифорнии показали написанные предложения типа «Я ненавижу, когда ты так по­ступаешь» или «На самом деле, мне все равно». Студентов попросили оценить, используя шкалу от —3 до +3, насколько выраженное положи­тельное отношение передается каждым сообщением. На основании этих оценок был выбран следующий набор утверждений, представляющий четыре категории аффекта для говорящих и адресатов мужского пола: «Мне действительно это нравится», «Ну, это здорово» и «Это очень мило с твоей стороны» для выражения сильного позитивного аффекта; «Из-за этого я чувствую себя ужасно», «Я ненавижу, когда ты так поступаешь» и «Это омерзительно» для выражения сильного негативного аффекта; «Это было умно», «Я думаю, это нормально», «Все в порядке» для умеренно позитивного аффекта; и «На самом деле, мне все равно», «Разве ты не думаешь, что это нелепо?» и «Как только у тебя хватает наглости так по­ступать?» для выражения умеренно негативного аффекта.

Следующий набор утверждений был выбран для говорящих и слу­шателей женского пола: «Это очень мило с твоей стороны», «Это здоро­во» и «Мне действительно это нравится» для выражения сильного пози­тивного аффекта; «Я ненавижу, когда ты так себя ведешь», «Это омерзи­тельно», «Из-за этого я себя ужасно чувствую» и «Зачем тебе нужно быть таким противным» для выражения сильного негативного аффекта; «Все в порядке», «Я думаю, это нормально» и «Это было умно» для выражения умеренно позитивного аффекта; и «На самом деле, мне все равно», «Раз­ве ты не думаешь, что это нелепо?» и «Как только у тебя хватает наглости так поступать?» для выражения умеренно негативного аффекта.

Затем вторую группу из 15 студенток и 15 студентов попросили передать сильно позитивное содержание с негативным интонационным выражением, сильно негативное содержание с позитивной интонацией, умеренно позитивное содержание с умеренно позитивной интонацией, и умеренно негативное содержание с умеренно негативной интонацией. Неформальное наблюдение за тем, как испытуемые пытались передать негативное содержание с позитивной интонацией, показало, что это вы­зывало значительные трудности и требовало больше пробных попыток, чем для стимулов из других категорий. Из этих аудиозаписей был про­изведен предварительный отбор, чтобы уменьшить количество стиму­лов до более приемлемых пределов. Затем этот набор предъявлялся двум различным группам из 30 мужчин и 30 женщин со следующими инст­рукциями.

Пожалуйста, представьте следующую ситуацию для каждой из услышанных Реп" лик. Вы и другой человек вашего пола и приблизительно вашего возраста находитесь вме­сте. Вы делаете что-то, а другой человек это комментирует. Для каждой реплики исполь­зуйте приведенную ниже шкалу, чтобы отметить, насколько в замечании другого человека проявляется предпочтение, симпатия или высокая оценка вашего действия.

В этом месте была вставлена шкала от +3 {«сильная симпатия», «предпочтение» и «очень высокая оценка») до — 3 («сильная антипатия», «отсутствие предпочтения» п «низкая оценка»), а также оставлены сво­бодные места, в которых испытуемые могли записать свои оценки каждо­го записанного послания.


Комментарии закрыты.