http://npc-news.ru/

Анализ суждений об отношениях

Анализ суждений об отношениях на основании этих записей увен­чался составлением окончательного набора противоречивых и непроти­воречивых сообщений. В него вошли шесть сообщений, которые имели позитивное содержание, произнесенные с негативной интонацией (то есть противоречивые отрицательные) и шесть с умеренно негативным со­держанием, произнесенные с умеренно негативной интонацией.

Каждое из последних было уравнено по общему уровню коммуникации отноше­ния с каждым из первого набора противоречивых негативных сообще­ний. То есть, например, для утверждения «Это здорово!», произнесенно­го с негативной интонацией и оцененного в — 0,60, контрольной негатив­ной коммуникацией выступило «Как только у тебя хватает наглости так поступать?», которое получило оценку — 0,53. Точно таким же был еще один набор из шести негативных по содержанию позитивных по интона­ции (противоречивых позитивных) сообщений с соответствующим набо­ром шести контрольных утверждений, которые были умеренно позитив­ными и по содержанию, и по интонации. Например, туда входило утверж­дение «Я ненавижу, когда ты так поступаешь», произнесенное с позитив­ной интонацией, и оцененное в +0,95, и контрольное утверждение «Я ду­маю, это нормально», произнесенное с умеренно позитивное интонаци­ей, и оцененное в +0,89.

В общей сложности, было получено два набора из 24 утверждений, один для говорящих и слушателей мужского пола, другой для говоря­щих и слушателей женского пола. 24 сообщения говорящих мужского пола были записаны на аудиокассеты в случайном порядке, так же как и 24 сообщения женщин.

Эксперимент /. В первом эксперименте Меграбяна (Mefirabian, 1970е) исследовались такие факторы, как два уровня отношений к адресату, сим­патия или антипатия; две степени конфликта между говорящим и адреса• том, разрешенный и неразрешенный; и то, насколько поведение адресата, вызвавшее коммуникацию, является приятным, приятное и неприятное. Кроме того, перед тем, как слушать кассеты, испытуемые заполняли шкалу социальной желательности Марлоу-Крауна и опросник тревожности Мандлера и Сарасона. Таким образом, двумя дополнительными факторами в эксперименте были высокое или низкое стремление к социальному одобре­нию и высокий или низкий уровень тревожности коммуникатора.

Сорок восемь студентов мужского и столько же женского пола из университета Калифорнии были наняты для участия в эксперименте в качестве испытуемых. Исследование проводилось в обеих группах по от­дельности. Мужчины и женщины оценивали и обозначали свое предпоч­тение для каждого из 24 сообщений в следующих четырех внутрисубъектных условиях: вызывающий симпатию адресат и разрешенный конфликт, вызывающий симпатию адресат и неразрешенный конфликт, вызываю­щий антипатию адресат и разрешенный конфликт, вызывающий антипа­тию адресат и неразрешенный конфликт. Инструкции к каждому из усло­вий представлялись испытуемому в виде четырехстраничной брошюры (одно условие на каждой странице). Например, для условия симпатии к адресату, разрешенного конфликта и приятного поведения адресата ис­пытуемый получал следующие инструкции.

Подумайте о каком-нибудь человеке одного с Вами пола п примерно одного возрас­та, кого Вы довольно хорошо знаете и к кому испытываете симпатию. Представьте ситуа­цию с участием Вас и этого человека. Вас раздражало поведение этого человека в течение некоторого времени, и Вы только что обсудили с ним причину вашего недовольства, придя к взаимному удовлетворению. Прямо сейчас Вы вместе, и он делает что-то, что, как Вы оба знаете, Вам довольно приятно.

Я поставлю проиграть несколько аудиозаписей различных высказываний, Вы долж­ны представить, что произносите их в данной ситуации. Прежде всего, очень постарайтесь прочувствовать вышеописанную ситуацию так, чтобы Вы смогли указать, какие утвержде­ния Вы бы предпочли сделать в данной ситуации, а какие нет.

В данном месте были помещены инструкции по записи ответов. Для каждого высказывания испытуемый обозначал балл предпочтения, кото­рый мог меняться от О («Ябы вовсе не предпочел делать это высказыва­ние») до 6 {«Яс очень высокой долей вероятности предпочел бы сделать это высказывание»).

Для остальных условий инструкции были такими же, за следующими исключениями: «К кому вы испытываете симпатию» было заменено на «кто вам не нравится» в условии негативного отношения. «Вы только что обсу­дили с ним причину Вашего недовольства, придя к взаимному удовлетво­рению» было заменено на «.. .Вы не обсуждали причину вашего недоволь­ства» в условии неразрешенного конфликта;*… что, как Вы оба знаете, вам довольно приятно» было заменено на «…что, как Вы оба знаете. Вам до­вольно неприятно» в условиях негативного поведения адресата.


Комментарии закрыты.