http://npc-news.ru/

Ни симпатии, ни антипатии

Сорока восьми студентам и сорока восьми студенткам заплатили, чтобы они приняли участие в этом эксперименте. Процедура была похо­жа на ту, что использовалась в предыдущих экспериментах. Инструкции для одного из условий выглядели следующим образом.

Подумайте о человеке одного с Вами пола и возраста, которого Вы знаете довольно хорошо, и к кому не испытываете ни симпатии, ни антипатии. Представьте следующую ситуацию с Вашим участием наедине с этим человеком. Этот человек только что высказал Вам критическое замечание в очень открытой и очевидной манере. Этот человек может, не обижаясь, принять откровенную и прямую критику в свой адрес.

Я поставлю проиграть несколько аудиозаписей… (Оставшиеся инструкции были такими же, как в предыдущем эксперименте).

Инструкции для всех условий были такими же, как и в предыдущих экспериментах, не считая тех изменений, о которых мы уже упомянули. Для каждого испытуемого в начале задавалось условие имплицитного или эксплицитного замечания адресата, а затем испытуемый получал все че­тыре сочетания двух степеней терпимости адресата к критике и двух сте­пеней размера аудитории. Последовательность четырех условий была урав­новешена по всей выборке испытуемых.

Результаты

Эксперимент I. Для каждого из условий первого эксперимента от испытуемых было получено по 24 балла предпочтений в каждой из четы­рех категорий вербальных стимулов: противоречивых позитивных, про­тиворечивых негативных и контрольных стимулов для этих категорий: непротиворечивых позитивных и непротиворечивых негативных, соответ­ственно. Шесть баллов предпочтения, полученных от испытуемого в каж­дой из этих четырех категорий, были просуммированы, в результате чего получились составные показатели для каждой категории.

Предпочтения противоречивых негативных сообщений были про­анализированы с использованием метода множественной регрессии, опи­санной Коэном (Cohen, 1968). который подробно показал, при помощи каких процедур множественная регрессия может быть использована в качестве замены при анализе вариативности или при анализе ковариативности. Эти процедуры позволили выразить зависимые переменные (пред­почтения противоречивых негативных сообщений) через функцию зна­чимых воздействий из следующего множества: ковариативности (пред­почтения непротиворечивых негативных сообщений), независимых воз­действий (приятность поведения адресата, тревожность коммуникатора, симпатия к адресату и конфликт между говорящим и адресатом) и всех возможных взаимодействий независимых воздействий.

Среди причин, по которым в исследовании Меграбяна (1970е) ис­пользовалась множественная регрессия, нужно назвать следующие: 1) в одном уравнении обобщаются все эффекты сложной многофакторной модели, 2) коэффициенты в уравнении предоставляют информацию об относительной величине различных значимых воздействий и 3) когда ре­зультаты различных экспериментов представляются в форме уравнений, их легче сравнивать между собой.

Результаты регрессионного анализа предпочтений противоречивых негативных сообщений представлены в уравнении (1) таблицы 6.1, зна­чимость значений F задана на уровне 0,01. Уравнение (1) таблицы 6.1 показывает, что ковариативность (N = предпочтение непротиворечивой негативной коммуникации) на статистически достоверном уровне связа­на с зависимой переменной {N. = предпочтение противоречивой негатив­ной коммуникации). Расчетные выверенные внутригрупповые средние можно определить по уравнению (1), перенеся содержащее ковариат сла­гаемое на левую сторону уравнения.

N. 1,02/V = 10,43 + 1,1 0P-0J6L                   (lb)

Например, чтобы рассчитать два внутригрупповых значения сред­них для первого эффекта, сначала нужно сосчитать средние значения всех переменных на правой стороне уравнения (1Ь), за исключением приятно­сти поведения адресата, Р. Это легко выполнимо, поскольку, в общем, средние значения всех переменных и эффектов взаимодействия равны нулю. Поэтому /V 1,02 N = 10,43+ 1,10 Р. Таким образом, когда поведе­ние адресата приятно (то есть, Р = 1), расчетное среднее составит 11,53, а когда поведение адресата неприятно (то есть Р = — 1) расчетное среднее равно 9,33. Полученные в действительности средние составили 11.67 и 9,18, соответственно.

Расчетное среднее для эффекта симпатии к адресату задается (10,430,76L) и составляет 9,67, когда адресат нравится {L= 1) и 11,19, когда он не нравится (L = — 1). Полученные в действительности средние составили 9,76 и 11,10, соответственно.


Комментарии закрыты.