http://npc-news.ru/

Позитив­ные противоречивые сообщения

Эти наблюдения показали, что испытуемым труднее предста­вить противоречивое сообщение, чем непротиворечивое. Эта трудность была еще более заметна, когда противоречивое сообщение было позитив­ным. Отсюда можно сделать вывод, о том, что, поскольку противоречи­вые сообщения реже используются, их труднее продуцировать, и что ме­нее частое использование отражает меньшее их предпочтение.

Было так­же замечено, что противоречивая коммуникация отношения часто осно­вывалась на выражении лица. Например, когда некоторых испытуемых просили сказать что-то негативное с позитивной интонацией, они, на са­мом деле, говорили с нейтральной интонацией, но делали позитивное выражение лица, так что аудиозаписи их высказываний не отражали ни-

Таблица 6.4. Значимые детерминанты предпочтения противоре­чивых негативных сообщений в эксперименте IV*

1. Эксплицитность

негативного сообщения

адресата (поведения)

Эксплицитное:

Имплицитное:

2. Тревожность коммуни­

8,64

7,64

катора

3, Эксплицитность

Высокая: 7,51

Низкая: 8,78

негативного сообщения

адресата(поведения) и

тревожность коммуникатора

высокая тревожность

эксплицитное

■имплицитное

коммуникатора

8,53 *

+ 6,49 Т

низкая тревожность

8,76

8,80

коммуникатора

‘ Для всех значимых эффектов, приведенных в этой таблице, elf 1/91, Ms, — 8,5. ар < 0,01. Для оценки значимости элементарных эффектов использовался /-критерий, стре­лочки соединяют внутригрупповые средние, достоверно различающиеся на уровне 0,05.

какой существенной противоречивости. Таким образом, более общее ис­следование предпочтений противоречивых сообщений должно включать и выражение лица, наряду с вербальными и голосовыми проявлениями.

Первое, что можно вынести из полученных данных это то, что про­тиворечивые сообщения скорее предпочитались в менее формальных си­туациях. Эксперименты включали ряд факторов различных аспектов фор­мальности в условиях коммуникации. В некоторых условиях ситуация про­сто описывалась как формальная или неформальная, в других формаль­ность задавалась тем, что адресат был скорее выше, чем ниже по своему статусу. В-третьих, учитывалось наличие или отсутствие свидетелей, при­чем предполагалось, что присутствие в ситуации наблюдателей способствует нарастанию формальности. В-четвертых, использовался явный или скры­тый выпад со стороны адресата, как сигнал, на который коммуникатор дол­жен был отвечать. Здесь мы ожидали, что ситуация, в которой адресат от­крыто атакует, будет менее формальной, чем та, в которой это нападение осуществляется в неявной форме.


Комментарии закрыты.