http://npc-news.ru/

Линейная модель

Четыре вопроса были поставлены в этой главе: 1) Как человек объе­диняет непротиворечивые или противоречивые коммуникации отноше­ния, получаемые по различным каналам, для понимания отношения, пе­редаваемого сообщением в целом? 2) Зачем люди вообще используют противоречивую коммуникацию, если то же отношение можно передать с помощью непротиворечивого сообщения? 3) Труднее ли расшифровывать противоречивые коммуникации? 4) Способствуют ли противоречивые коммуникации развитию психопатологии у человека, который часто по­лучает подобные сообщения?

В результате исследования первого вопроса удалось разработать в первом приближении линейную модель, которая определяет вес каждого компонента в определении общего отношения. Было обнаружено, что при наличии противоречий среди компонентов, имплицитные знаки доминиро­вали над вербальными сигналами в определении общего воздействия. Кро­ме того, если различные компоненты согласовывались друг с другом, ин­тенсивность извлеченного из сообщения отношения в целом возрастала.

Чтобы ответить на второй вопрос, было выделено два типа противо­речивой коммуникации. В противоречивых позитивных коммуникациях голосовой компонент обозначал положительное отношение, а вербаль­ный отрицательное, в результате сообщение в целом носило позитив­ных характер. Противоречивые негативные коммуникации содержали не­гативный голосовой и позитивный вербальный компонент, а общий ха­рактер сообщения был негативным. В этом эксперименте затрагивались следующие вопросы: когда противоречивые позитивные коммуникации предпочитаются непротиворечивым позитивным, и когда противоречи­вые негативные коммуникации предпочитаются непротиворечивым не­гативным? Результаты показали, что как позитивные, так и негативные противоречивые сообщения пользовались большим предпочтением в ме­нее формальных ситуациях. Кроме того, вербальная часть противоречи­вых сообщений передавала отношение к действиям адресата, в то время как невербальная часть передавала отношение к самому адресату.

Не удалось получить данных для точного ответа на третий вопрос. Однако более общий обзор Меграбяна и Рида (Mehrabian and Reed, 1968), подготовленный по литературе о трудностях коммуникации (или, наобо­рот, ее точности) показал, что точность коммуникации возрастает при увеличении одного или всех нижеперечисленных факторов: открытости коммуникации (то есть количества коммуникационных каналов, которые — делаются доступными для адресата), соотношения обычно необходимого коммуникатору числа каналов с количеством каналов, которые были ему доступны в данном конкретном случае, возможности дешифратора изме­нять скорость передачи сообщения и обратной связи коммуникатору от­носительно того, как его сообщение расшифровывается. Кроме того, точ­ность коммуникации напрямую связана с простотой, избыточностью, структурой и объективностью самого сообщения.

Наконец, для ответа на четвертый вопрос важны результаты экспе­римента Бикела и Меграбяна (1969). В этом эксперименте изучалась про­тиворечивая и непротиворечивая коммуникация отношений родителей к своим более или менее дезадаптированным детям подросткового возрас­та. Исследование показало, что коммуникация родителей подростков с более выраженной патологией была не более противоречивой, а просто более негативной.


Комментарии закрыты.