http://npc-news.ru/

Метод ассоциативного эксперимента

Метод ассоциативного эксперимента впервые описан Ф. Гальтоном. Хотя авторство этого метода иногда приписывают К.Г. Юнгу. В общих чертах процедура ассоциативного эксперимента выглядит следующим об­разом: испытуемому предлагают на предъявленное слово как можно бы­стрее ответить первым словом, которое приходит в голову. При этом экс­периментатор фиксирует время реакции и слово-ассоциацию. Латентное время ассоциативной реакции период от момента предъявления словастимула до момента вербального ответа испытуемого является информа­тивным показателем стрессогенности стимульного воздействия. Так, например, известно, что ассоциативные ответы на слова, связанные с психотравмирующими обстоятельствами для человека, как правило, характе­ризуются большим латентным периодом по сравнению с реакцией на ней­тральные слова. В нашем эксперименте также использовался показатель латентного периода ассоциативной реакции, но в качестве индикатора перцептивной защиты.

Предмет исследования: зависимость латентного времени ассоциа­тивной реакции от вида вербального стимула.

Гипотеза исследования: эффект перцептивной защиты проявляется в задержки времени ассоциативной реакции. При этом среднее время ре­акции на разные группы стимулов будет распределяться в следующей по­следовательности (от наименьшего к наибольшему):

1.  высокочастотные;

2.  низкочастотные;

3.  эмоционально окрашенные;

4.  бессмысленные;

5.  нецензурные.

Методика.

Испытуемые. В эксперименте приняли добровольное участие лица обоих полов в возрасте от 18 до 40 лет в количестве 85 человек. Средний возраст испытуемых составил 25,4 года. На момент исследования все ис­пытуемые либо имели высшее образование. либо являлись студентами высших учебных заведений.

Материал и оборудование. Для проведения эксперимента была спе­циально разработана компьютерная программа. позволяющая фиксиро­вать время от начала предъявления стимула на экране монитора до момен­та нажатия на клавиатуре определенной клавиши. Таким образом. латент­ный период реакции измерялся хронографом персонального компьютера. В качестве стимульного материала использован список из тридцати слов русской лексики.


Комментарии закрыты.