http://npc-news.ru/

Социально-психоло­гические аспекты

Анализ факторов восприятия времени, изучение социально-психоло­гических аспектов этого особого вида отражения способствует лучшему пониманию не только функционирования человеческой психики, но и по­знанию личности человека, включённого в социокультурный контекст. Кроме того, анализ факторов, влияющих на восприятие времени даёт воз­можность осуществить диагноз и прогноз социально-психологического развития личности, понять её регулятивные возможности в условиях уско­ряющейся социальной жизни.

Целью проведённого эмпирического исследования являлось выявле­ние зависимости восприятия времени от социально-психологических фак­торов.

В ходе предварительного анализа научно-психологической литерату­ры были выделены пять основных факторов, которые влияют на формиро­вание отношения человека ко времени и восприятие течения времени на протяжении жизни: пол, возраст, уровень образования, место жительства и религиозность человека. Несомненно, перечисленные факторы не пре­тендуют на полноту охвата всех переменных социально-психологического характера, однако можно предположить, что они имеют определённое, и, при том, весьма существенное детерминирующее влияние на процесс вос­приятия времени как социально-психологического феномена.

Сбор первичных социально психологических данных производился посредством опроса респондентов по анкете, подготовленной специально для решения поставленной исследовательской задачи. Анкета включала в себя 36 закрытых вопросов с вариантами ответов. Наряду с вопросами, направленными на определение перечисленных выше факторов, был так­же включён ряд вопросов, касающихся основных параметров, что опреде­ляют субъективные представления человека о времени. Эти вопросы отно­сились к таким аспектам времени, как насыщенность прошлого, настояще­го или будущего значимыми событиями; воспринимаемая скорость тече­ния времени; субъективное принятие или отвержение прошлого, настоя­щего или будущего; ориентация человека на прошлое, настоящее или бу­дущее; субъективное представление человека о способности контролиро­вать своё время и управлять им. Вопросы и варианты ответов на них со­ставлялись таким образом, чтобы при необходимости можно было рассматривать ответы на каждый вопрос как представленные в ранговой шкале.


Комментарии закрыты.