http://npc-news.ru/

Феномен табу

Феномен табу имеет место и в современных культурах и выполняет по сути те же функции, только на современном этапе часть табу была ко­дифицирована нормами обычного права, а другая более многочисленная по большей части утратила свой внешний по отношению к человеку риту­альный характер, и трансформировалась в характерные для культуры мо­ральные, религиозные представления, традиции и общественные нормы.

Редклиф-Браун пишет, что ориентированное на табу поведение вы­ражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания обще­ства.

Согластно В.Вундту табу самый древний неписанный моральный ко­декс человечества.

Так в чем же смысл табу? И в кругу каких понятий и проблем оказывается человек который самостоятельно или с подачи психоло­га пытается его нарушить

Прежде всего это такие категории как человек, человеческое, че­ловечность, личность, мораль, нравственность, культура, религия и т.п.

Вкратце охарактеризуем это пространство.

Человек единственный из всех живых существ не принадлежит свое­му (виду? роду?) по факту рождения. Ему нужно свою человеческую сущ­ность присвоить, обрести. Как пишет немецкий философ И.Гердер, чело­век первый «вольноотпущенник природы». Утратив автоматизированные схемы действий, человек обрел свободу выбирать.

Но все ли свободен выбрать человек? Насколько безгранична его свобода?

Тут трудно не вспомнить слова апостола Павла: «все мне позволи­тельно, но не все полезно». Психотерапевт Алексейчик рассуждая о свобо­де приходит к выводу, что она не только ограничена, но, более того ну­ждается в самоограничении, она растет и развивается вместе с человеком.

Человек постепенно в течении своей жизни учится распоряжаться свободой наиболее человечным способом, обретая тем самым свою подлинную человеческую сущность.

Сам процесс обучения индивидуален. У Братуся, нахожу интерес­ную мысль, что личность как раз и есть механизм, инструмент обретения человечности.

Что же представляет из себя эта человеческая природа?

М.Л.Покрасс пишет главным обстоятельством человека как чело­века является не природа, ни предметы, а другие люди, появление потреб­ности в своей среде в другом человеке, как залоге возможности своего существования. С таким пониманием согласуются представления о лично­сти как системе отношений, характерные для отечественной психологии школы Мясищева. Можно так же процитировать Рубинштейна «пер­вейшее из первых условий жизни человека это другой человек. Отноше­ние к другому человеку, к людям составляет основную ткань человече­ской жизни, ее серцевину».

Принципиальным является так же сам способ отношения к другому человеку. А.Д.Зурабашвилии, М.Л.Покрасс пишут о том, что человек ско­рее не Homo Sapiens (разумный), а homo moralis, что его специфика в этом.

Мораль это всеобщая, общеадресованная сфера высших человече­ских ценностей. Мораль это механизм культуры, задающий человеку вневременной и надситуативный критерий оценки собственных действий. У любого поступка, события появляются глубина, смыслы, место на шка­ле доброе-злое, преходящее-вечное, точное ошибочное (по гречески грех — amortano, промах, не попадание).


Комментарии закрыты.