http://npc-news.ru/

Нравственно психологиче­ское пространство

Таким образом, личность развивается в нравственно психологиче­ском пространстве, осваивая как свой мир людей с его историей и культу­рой. В процессе такого развития постепенно иерархически сменяют друг друга различные психологические образования: подсознание снимается сознанием, характер личностью (как пишет Братусь, если подростоксплошной характер, то, юноша уже личность с характером, а у зрелого че­ловека личность должна возрасти на столько чтобы снять характер). И, на­конец личность в итоге снимается человеком.

Культура система исторически развивающихся надбиологических способов человеческой жизни. Она хранит и транслирует исторически на­капливаемый социальный опыт.

Культурная социальная реальность первична по отношению к лично­сти. То есть хотим мы или не хотим, разделяем или не разделяем суще­ствующие в ней традиции, мы в них живем, как в едином пространстве, своеобразной «матрице», сквозь которую выстраивается вся наша психи­ческая реальность. «Выпрыгнуть» за пределы собственной среды невоз­можно, игнорировать ее на сознательном уровне можно, но очевидно раз­рушительно, как для этой среды, так и для самого себя.

Культура содержит в себе ориентиры и маркеры нравственного раз­вития человека, прежде всего любая культура в своей основе содержит ту или иную религию, как устоявшиеся, проверенные веками ответы на во­просы о человеческом существовании. Как пишет Алексейчик, если чело­век вырос в христианской культуре, там и следует искать его основания и ключи.

Таким образом, возвращаясь к понятию табу, мы понимаем, что это как раз один из культуральных маркеров, который выделяет подчеркивает область реальности, причем реальности именно человеческой, отражаю­щая саму сущность человечности. Это область, содержащая тонкую грань между человечным и бесчеловечным, и поэтому, с одной особая, важная, священная, а с другой, опасная запретная, закрытая.

Табу имеет важный социальный, а значит и личностный смысл. С одной стороны, это механизм делающий возможными социальность как таковую (например, табу на убийства, поедание себе подобных, табу на инцест). А с другой, это своеобразно закрепленное знание людей о тех об­ластях отношений, в которых личность либо созидается, либо разрушает­ся, в зависимости от самого способа проживания личностью этой области.

Табу носит превентивно-оградительный характер, запрещает то, что может потенциально принести вред, неготовому, без необходимости, не­осторожно, не точно «лезущему» человеку.

На ранних этапах развития человечества табу носили внешний ха­рактер, т.е., были организованы во внешних действиях, традициях, обыча­ях, ритуалах, постепенно в ходе исторического развития табу стали, как бы, смещаться из плоскости внешних ритуалов, во внутриличностный план, стали носить характер внутренних действий, или запретов на действия и все меньше сопровождаться какими либо внешними.

Рассмотрим это на примере ставшей анекдотичной ситуации взаи­моотношений мужчины с тещей, которые очевидно тоже являются табуированными. В первобытном обществе, мужчина не имел никаких разру­шительных для себя последствий общения с тещей, т.к. в случае если он ее случайно встречал, она немедленно пряталась в кусты а он отворачи­вался и убегал прочь как можно быстрее (здесь мы конечно утрируем, сохраняя смысловые акценты).


Комментарии закрыты.