http://npc-news.ru/

Способы коррекции личностного развития

Анализ особенностей психологического консультирования и психо­терапии как способов коррекции личностного развития ребенка в семье требует некоторых предварительных замечаний.

При определении содержания и соотношения понятий психологиче­ское консультирование, психотерапия и психологическая коррекция неиз­бежно возникает типичная для психологии ситуация отсутствия опреде­ленности. Психологический словарь определяет психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи, кото­рый основан на «представлении о том, что с помощью специально органи­зованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть ак­туализированы дополнительные психологические силы и способности, ко­торые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации» [14, С.172].

При этом указывает­ся, что «от классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ре­сурсам» [14, С.172]. Очевидно, что такое понимание психологического консультирования практически отождествляет его с «неклассической» психотерапией, основанной «на иной, немедицинской модели» [16, С.6].

Нам представляется, что «отказ от концепции болезни» как критерий, ле­жащий в основе определения специфики психологического консультиро­вания, не является достаточным, поскольку в этом случае практически отождествляются психологическое консультирование, немедицинская психотерапия, гуманистическая психиатрия (термин В.Е.Когана) и психо­логическая коррекция, если вслед за А.С.Спиваковской понимать ее как форму психологического воздействия, «когда речь идет о детях еще не больных, но уже и не здоровых» [17, С.49], то есть о детях, «по эту сторо­ну болезни». Не меньшие сложности возникают и при рассмотрении поня­тия психокоррекция.

В психологическом словаре этот термин отсутствует [14]. А.С.Спиваковская определяет психологическую коррекцию как ме­тод (в другом случае как форму) профилактики, тогда как психотерапия рассматривается ею как метод лечения [17]. Г.С. Абрамова определяет психологическую коррекцию как «обоснованные воздействия психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека». Сходную точку зрения на психологическую коррекцию и ее соотношение с психо­терапией высказывает М. Папуш [9].

Очевидно, что Г.С. Абрамовой и А.С. Спиваковской используются различные критерии, при этом суще­ствует целый пласт психических феноменов, не являющихся неврозами, и, тем не менее, не доступных для дискретных воздействий. Например, вы­сокая тревожность, которая в качестве симптома обнаруживается в струк­туре широкого круга невротических расстройств, сама по себе не является неврозом и, следуя логике А.С.Спиваковской, является предметом психо­логической коррекции. Однако практический опыт показывает, что кор­рекция тревожности не укладывается в представления о дискретном воз­действии.


Комментарии закрыты.