http://npc-news.ru/

Использование игровой метафоры

Наиболее радикальные вариан­ты решения этого парадокса приводят либо к отказу от работы с семьей как целым, либо к игнорированию возможности работы с отдельным чле­ном семьи как носителем целого. Примером первого варианта является провокативная психотерапия: «в провокационной психотерапии нельзя прописать лекарство для целой семьи» [18]. Примером второго варианта являются некоторые направления системной семейной психотерапии, сто­ронники которых отказываются встречаться с клиентом без присутствия семьи [4].

Существуют и другие попытки преодоления указанного пара­докса. Так М.С.Палаззоли предлагает использовать игровую метафору [8], а К.А.Витакер разработал модель символической экспериментальной се­мейной терапии [5].

Нам представляется, что разрешение указанного парадокса как на теоретическом, так и на практическом уровне может быть осуществлено, если для описания механизмов взаимовлияния в семье использовать прин­ципы отраженной субъектности (В.Петровский) и отраженной интерсубъектности (О.Шапатина). Принцип отраженной субъектности, введенный В.А.Петровским [10], может быть использован для анализа и диагностики эффектов межличностного влияния в семье.

В качестве примера могут быть упомянуты феномены восприятия человеком ситуаций взаимодействия других людей, не сводимые к извест­ным модусам социальной перцепции. Имеются в виду переживания инди­видом того влияния, которое оказывает на него взаимодействие других людей, связанных с ним какими-либо отношениями или даже самой ситуа­цией. Факты существования таких переживаний фиксируются высказыва­ниями типа: «Мне неприятна эта ситуация», «Остался неприятный осадок», «Когда они вместе, они невыносимы».

В данном случае речь идет о переживаниях субъектом своей собственной динамики, характеризую­щей, однако, не столько его самого, сколько какие-то параметры отражен­ной им ситуации взаимодействия других людей. Именно эти параметры ситуации, фиксируемые в переживаниях субъекта, и есть отраженная интерсубъектность.

Так, ребенок, ставший свидетелем межличностного конфликта роди­телей, который прошел все стадии развития от конфликтной ситуации до ее разрешения, переживает гамму эмоций. Однако, очевидно, что эта ди­намика субъекта переживания (ребенок) характеризует не только его как такового, но и параметры ситуации межличностного взаимодействия ро­дителей. Более того, последствия этого события для ребенка будут зави­сеть, прежде всего, от того, как разрешится этот конфликт.


Комментарии закрыты.