http://npc-news.ru/

Хроническая кон­фликтная ситуация в семье

Данные консультативной и терапевтической практики показывают, что наи­большую опасность для личностного развития ребенка представляют не столько конфликты родителей сами по себе, сколько хроническая кон­фликтная ситуация в семье, либо родительские конфликты, не нашедшие позитивного разрешения.

И, наоборот, в тех случаях, когда дети присут­ствуют в ситуациях родительских конфликтов, которые позитивно раз­решаются, у детей обнаруживается более высокий уровень конфликтной компетентности, более низкая тревожность в семейной ситуации. Отра­женная интерсубъектность не есть только образ ситуации, она представ­ляет собой смысл ситуации для субъекта отражения. Использование поня­тия отраженная интерсубъектность позволяет снять системный пара­докс, так как показывает механизм представленности в личности социаль­ного целого.

Смысл понятия интерсубъектная отраженность заключается в представленности индивида в общении окружающих его людей своими субъектными чертами. Иными словами, интерсубъектная отраженность индивида есть его особая значимость для других, обнаруживающаяся в си­туации их (этих других) взаимодействия. Эмпирически зафиксировать ин­терсубъектную отраженность индивида в других возможно через реги­страцию изменений в их общении при его реальной или виртуальной акту­ализации в ситуации. В интерсубъектной отраженности индивид приобре­тает свою продолженность в ситуациях общения людей, для которых он обладает значимостью, в параметрах того общего, которое производят в своем общении эти люди.

Примером проявления интерсубъектной отраженности является из­менение в характере и особенностях поведения супругов при актуализа­ции в ситуации их взаимодействия образа их ребенка. Обнаруживая себя как субъект, ребенок переключает их общение из общения между супруга­ми (супружеское) в общение между родителями (родительское) [20].

Качественные характеристики интерсубъектной отраженности ре­бенка в родителях детерминируют отраженную интерсубъектность роди­телей в ребенке, то есть качественные изменения в системе его отношений с миром. Иными словами, речь идет о том, что личностное развитие ре­бенка в семье зависит от особенностей того, как ситуации взаимодействия родителей отражены в психике ребенка и как эти образы влияют на дина­мику его состояний. В свою очередь, качественные характеристики взаи­модействия родителей определяются субъектной представленностью ре­бенка в ситуации их взаимодействия. Таким образом, мы считаем, что коррекция личностного развития ребенка это, прежде всего, изменения качественных параметров его представленности в жизни его родителей. Такая коррекция может быть осуществлена посредством консультирова­ния, в основе которого лежит установка на готовность родителей к преоб­разованию своего родительского поведения в направлении, обнаружи­ваемом совместно с психологом, либо посредством семейной психо­терапии, в основе которой установка на необходимость наращивания по­тенциала субъектных действий членов семьи.


Комментарии закрыты.