http://npc-news.ru/

Смех

Идеальная представленность человека в жизни другого человека это не вопрос памяти или воспоминании о нем. Идеальная представлен­ность это нечто большее. Актуализация в сознании человека образа того, кто представлен в его жизни идеально, изменяет его поведение, состояние, ход мыслей, оценки себя и своих поступков, делает его другим [5].

Третий из возможных вариантов выхода «жертвы» из тупика ДЗ-ситуации это смех. Получив два, взаимоисключающих коммуникативных послания, прояснить которые «жертва» не может в силу существующей угрозы наказания, она может рассмеяться. Смеясь, «жертва» находит вы­ход, оставаясь в пределах ситуации двойного зажима. Смех «жертвы» в ДЗ-ситуации имеет двойственную направленность. С одной стороны, он адресован «палачу». Своим смехом «жертва» разрушает власть «палача» над собой, поскольку адресует ему не менее двойственное и двусмыслен­ное послание. С другой стороны, смех «жертвы» обращен к ней самой и даже на нее направлен: он маркирует то положение, в котором она нахо­дится не как безвыходное, но и не как имеющее выход. Положение остает­ся неразрешимым, но с него снимается ощущение тупика, трагичности и безумия. Смех утверждает возможность пребывания и адекватного функ­ционирования «жертвы» в условиях неопределенности, знаменует собой сохранность личностной целостности и придает поведению «жертвы» эле­мент активности и героики. Спонтанно ворвавшийся в пространство взаи­модействия «палача» и «жертвы» смех, преобразует ситуацию, хотя бы одномоментно, в совершенно иную, давая всем участникам ситуации шанс если не на выход из нее, то на разрядку [1].

Ситуации двойного зажима интересны нам тем, что вне зависимости от социальной ситуации и субъектов, участвующих в них, все они строят­ся по одному принципу, всегда основываются на двусмысленности и бес­конечно ее порождают. Любые типы ДЗ-ситуаций, если так можно выра­зиться, «работают» одинаково, и варианты выхода из них всегда весьма близки типологически.

Г.Бейтсон писал о широкой распространенности этого явления в жизни и отдельного человека, и социальных групп, и всего человечества. Как нам кажется, вся жизнь человека состоит из непрерывного вхождения в множество совершенно разнородных по уровню социальной организа­ции, по направленности, по личностной и общественной значимости ДЗситуаций. Человек находится одновременно в нескольких ДЗ-ситуациях в роли «палача», «жертвы» или «свидетеля» один или в составе разных со­циальных групп (семейных, профессиональных, политических, этниче­ских, классовых и т.д.). Опираясь на идеи о диалогической сущности че­ловеческого сознания, можно предположить, что индивид способен созда­вать ДЗ-ситуацию для себя самого, оказываясь и в роли «палача», и в роли «жертвы», и в роли «свидетеля» одновременно. Жизнь человека и челове­чества во многом складывается из бесконечной череды ДЗ-ситуаций, на­кладывающихся друг на друга, порождающих сложные, порой безвыход­ные жизненные тупики.


Комментарии закрыты.