http://npc-news.ru/

Трактовки понятия — ценность

Ценности составляют базисный компонент личности, определяют сердце­вину ее внутреннего мира, направленность, которая воплощается в убе­ждениях, знаниях, умениях, навыках, и проявляется в социально обуслов­ленных отношениях, деятельности, общении. Человеческое существо ну­ждается в абсолютных идеалах, стремится к ним, не имеет сил обходиться без них.

Разнообразие трактовок понятия «ценность» обусловлено различия­ми в решении проблемы соотношения объективного субъективного, ма­териального идеального, индивидуального общественного примени­тельно к характеристике целостной системы. Множество формулировок порождает целый веер аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положение и роли ценностей в социальном про­странстве. В целом, разночтения определяются расхождением в следую­щих позициях:

а) отождествление смысловых универсалий с объективно существу­ющими феноменами культурного пространства (В.И. Слободчиков, Э. Фромм) против признания их в качестве характеристики, связанной с оце­ночной деятельностью субъекта (В. Стюарт, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский);

б) признание в качестве ценностей особых абстрактных сущностей (Н.А. Бердяев, А. Маслоу, Ф. Ницше) против их трактовки как предметов, значимых для субъекта и удовлетворяющих его потребности (Г. Олпорт, А.В. Петровский, Ж.-П. Сартр);

в) отнесение нравственных ориентаций к индивидуальной реально­сти, значимой только для переживающего ее субъекта (К.Г. Юнг, А. Маслоу), против их существования в форме надиндивидуальной реальности (Н. Гартман, П. Менцер, В.Э. Франкл).

Не смотря на кажущуюся противоречивость и непримиримость вы­шеизложенных полярных точек зрения, мы попытаемся, насколько это возможно, объединить существующие разночтения, дабы получить цель­ное определение. Под ценностью мы будем понимать любой объект, име­ющий жизненно важное значение для субъекта, то есть в более широком значении в качестве смысловых универсалий могут выступать не только абстрактные привлекательные значения (б) или ситуативные ценности (в), но и стабильно важные конкретные материальные блага (а). В узком пони­мании о ценностях принято говорить как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Например, со­гласно В. Франклу [35], ценности это смысловые универсалии, а с точ­ки зрения В.П. Тугаринова [32], ценности это не только предметы и яв­ления, но также идеи, побуждения в качестве нормы и идеала.


Комментарии закрыты.