http://npc-news.ru/

Множество точек зрения

Поскольку моральные стандарты и нравственные ориентиры имеют собственный характер в разных культурах, считаем невозможным сфор­мулировать универсальный культурно-ценностный кодекс для человече­ства в целом. На наш взгляд, распространение концепции аксиологическо­го плюрализма означает отход самих оснований общей теории смысловых универсалий, введение ее составляющих в конкретно-исторический культурный контекст. Мы полагаем, что категория ценностей применима к миру человека: представляя собой особый тип значимости предметов, явлений, идей и т.д., нравственные ориентиры вне личности и без нее су­ществовать не могут.

В связи с тем, что имеется множество точек зрения, касающихся ценностей, возникает ряд классификаций, согласно которым выделяют по­зитивные и негативные смысловые универсалии [9], относительные и аб­солютные, терминальные и инструментальные [17], субъективные и объективные. Последние, согласно К. Г. Юнгу [15], являются наследием древности и устанавливаются в опыте среднего разума. По содержанию различаются вещественные, логические, этические и эстетические мораль­ные ориентиры: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрас­ное. Также различают ценности-средства и ценности-цели, предметные и субъектные, ценности культуры и жизни (последние ориентированы на изучение общекультурных явлений). Выделяют материальные и духовные смысловые универсалии, изучая которые А. Маслоу [22] пришел к выводу о том, что тотальное господство одних ценностей ведет к неутолимой жа­жде других. Подобная взаимосвязь и взаимообусловленность говорит в пользу существования единой системы нравственных ориентаций в струк­туре личности: смысловые универсалии занимают определенные места в семантическом поле индивидуума и, подчиняясь принципу «неравновес­ной равновесности» (И. Пригожин), имеют динамический статус в общей иерархии.

Помимо всеобъемлющих типологий ценностей, некоторые психоло­ги находят новые основания для подразделения этой категории. Напри­мер, В. Франкл [33], [36] выделяет три группы смысловых универсалий: ценности творчества, переживания и отношения, полагая, что индивидуу­му в течение жизни предоставляется возможность обращаться то к одной, то к другой группе нравственных ориентаций. По мнению австрийского психиатра существование требует от человека «исключительной гибкости в приспособлении к шансам, которые ему дается» [35, С.37], личности необходимо переходить к иным сферам бытия, если там выявляется воз­можность реализации ценностей.


Комментарии закрыты.