http://npc-news.ru/

Моральнее ориентиры

Немецкий философ М. Шелер [16] противопоставляет «ситуативные» смысловые универсалии «вечным» нравственным ориентациям. Последние имеют значение всегда и для всех; они ждут того момен­та, когда пробьет их час. Если эта возможность будет упущена, ситуатив­ная ценность останется навсегда нереализованной.

По мнению Г. Олпорта [40], ценность это убеждение человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет. Аналогичную мысль находим у Гегеля: значимо то, что человек признает своим. Развивая эту точку зре­ния, сошлемся на этический гедонизм Э. Фромма [1998], согласно которо­му человек провозглашает собственный опыт удовольствия единственным критерием ценности. Иными словами, только те желания являются нрав­ственно значимыми, исполнение которых приносит удовольствие. Проти­воположную точку зрения высказывает Н. Гартман [16]. Он пишет, что имеется существующее-для-себя царство ценностей, находящееся по ту сторону сознания. С ним соглашается П. Менцер [16], полагающий, что смысловые универсалии это нечто стоящее надо всем, то, к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением. На наш взгляд, вопросы о локализации и источнике происхождения моральных ориентиров не име­ют однозначного ответа: любой объект, о-цененный личностью, может стать субъективно значимым в силу активности, авторства, смысловых воззрений индивидуума. С этой позиции интересной представляется точка зрения Ж.-П. Сартра [30], который утверждает, что в основе ценностей ле­жит личная свобода каждого. Таким образом, бытие смысловых универса­лий держится на человеке. Однако не следует забывать, что свобода лич­ности конечна [35], и зачастую именно она является источником тревоги [13]. Тем не менее, индивид, как существо, вечно находящееся в процессе становления, может выйти за пределы установленных норм, правил и, преодолевая рамки и условности существующей ситуации, увидеть новые возможности для развития, самосовершенствования, а также приобрести

свободу более высокого порядка [34].

В отечественной науке категория ценности стала предметом осмыс­ления, начиная с 60-х годов ХХ столетия, когда возрос интерес к пробле­мам человека и субъективному фактору в целом. В рамках данной работы обозначим позицию А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского [28], которые считают, что ценность это мотив, характеризуемый определенным ме­стом в системе самоотношений субъекта, выступающий в сознании инди­вида как сущностная характеристика его бытия в мире. Смысловые уни­версалии подразумевают способ оценки собственных поступков и имеют характер внутренних мотивов. Как феномен самосознания ценности кон­кретизируют для социального индивида и для личности такие моральные ориентиры общества как добро, честь, справедливость. Эти категории яв­ляются формой выражения важнейшей черты мотивационной сферы чело­века, то есть касаются того факта, что своим высшим нравственным со­держанием выводят субъекта за рамки индивидуального существования, частной адаптации и приспособления к существующим условиям, расши­ряют границы определенных его уникальным бытием потребностей и свя­зывают индивидуума с проблемами эпохи, общества.


Комментарии закрыты.