http://npc-news.ru/

Ценности социума

Процесс приобщения личности к ценностям социума великолепно показан в романе К.Абэ «Женщина в песках» [3]. Главный герой Ники Дзюмпэй попадает в странную деревню: по ночам люди отгребают песок, вывозят его бидонами, днем спят, а вечером снова принимаются за работу. «Песок никогда не отдыхает, никогда не дает отдохнуть», поэтому обита­тели деревеньки должны сопротивляться ему, счищать с крыши, стряхи­вать с одежды. Ники стремится вырваться из пут странного существова­ния, он сопротивляется, бунтует, отказывается работать. Безусловно, он пони­мает, что «отгребать песок для деревни вопрос существования», однако, принуждение и безысходность ситуации заставляют мужчину протесто­вать снова и снова.

Принимая имеющуюся ситуацию как абсурдную, лишенную смысла, герой решает прекратить работу, логично полагая, что бездельника отпу­стят. Однако подобное умозаключение еще раз указывает на то, что мир, в который попал господин Дзюмпэй иной, отличающийся своими ценностя­ми, нормами, законами. Самое важное в песчаной пустыне это вода и поэтому страх перед жаждой заставляет Ники работать. Не ощущая больше внутреннего сопротивления, герой спрашивает себя: «В чем при­чина этой перемены? Может быть, в боязни остаться без воды или в долге перед женщиной [в доме которой он живет], а возможно, в характере самого труда?» [3]. Ники переключается на физическую работу, концен­трируясь на ней, наполняя смыслом свое существование. Действительно, деятельность помогает человеку примириться с бегущим временем, даже когда оно утекает бесцельно, но у героя имеется цель выбраться отсюда, туда где «автобусы ходят, и люди нормальные». Получается, что для лич­ности ценностно не то, что есть, а то, что должно быть [6, С.327-329]. Иными словами существование смысловых универсалий имеет телеологи­ческий характер, указывает на состояние, определенное целью. Аналогич­ные идеи высказывал Сократ [16]: у всех прекрасных явлений (благо, му­жество красота) есть нечто общее, что делает их таковыми целесообраз­ность. Именно цель связывает воедино внешнее и внутреннее, содержание и форму предмета, становясь основой его соответствия своему назначе­нию; она возводит смысловые универсалии бытия человека из оценочных понятий в ранг идеальных нравственных норм.


Комментарии закрыты.