http://npc-news.ru/

Единство когнитивного и чувственного

Ценности существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений независимо от личности, но осознаются и переживаются как нравственные категории, нормы, цели, идеалы субъ­ективно. Единство когнитивного и чувственного, рационального и практи­ческого позволяет человеку избирательно относиться к окружающим яв­лениям, предметам; адекватно воспринимать и устанавливать их субъек­тивную (для себя) и объективную (для всех) ценность, то есть ориентиро­ваться в мире культуры. Близкими являются позиции И.С. Барского, кото­рый отмечает, что смысловые универсалии это идеалы общественной жизни и А.Я. Разиной, понимающей под ценностями самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объекти­вированный в искусственных формах специфической предметности [8].

Рассматривая различные виды и классификации нравственных ориентаций, мы не можем обойти стороной высшие ценности/ценности бы­тия, которые описывают мир, открывающийся в моменты пиковых пере­живаний. А. Маслоу вводит данное понятие, полагая, что человечество всегда стремится к вечности и абсолюту; высшие смысловые универсалии в какой-то степени служат этим целям, ибо они самостийны и не зависят от прихотей человека. Будучи бессмертными, они познаются, постигают­ся, но не изобретаются. Эти ценности трансчеловечны, трансиндивидуаль­ны и внеисторичны; их можно понять как своего рода совершенство, иде­ал, но в то же время они конкретны и воплотимы. С точки зрения А. Маслоу, без высших нравственных ориентиров невозможно полно определить человека, так как они являются «нуждами». Каждый стремится к таким смысловым универсалиям, чтобы «вочеловечиться».

Изучая ценности бытия, А. Маслоу заметил интересную закономер­ность: любую из высших моральных ориентиров можно описать в терми­нах других высших смысловых универсалий. Возможно, это связано с тем, что мы имеем дело с неким единством, которое при рассмотрении с разных точек зрения представляется нам разнообразными ценностями бы­тия. Таким образом, всю совокупность можно представить в виде некоего магического кристалла, где высшие смысловые универсалии лишь отдельные его грани. Ценности бытия занимают главенствующее положе­ние в иерархизированной системе нравственных ориентаций и являются ведущими, центральными носителями смысла жизни [33] конкретного ин­дивидуума.

Проблема ценностей бытия интересовала и философов. Так, Ж.-П. Сартр [29] считал, что высшей нравственной ориентацией является Бог; с точки зрения Ф. Ницше [25], смысловую универсалию бытия составляет великий человек, устанавливающий моральные нормы.


Комментарии закрыты.