http://npc-news.ru/

Пассивность существо­вания

Бессмысленное существование ограничивает экзистенцию, какой-то один модус бытия становится доминантным он суживает горизонт мировосприятия; и в ре­зультате, согласно идее Л. Бинсвангера, все модусы сводятся к одномуединственному, или же возникает резкое противоречие между различны­ми сторонами человеческого существования. Только ценности способны вывести субъекта из ситуации неопределенности, расширяя существова­ние, наделяя смыслом бытие. Именно они, будучи фундаментальной ха­рактеристикой личности, придают ей определенность, позволяют нахо­дить место для возможных способов поведения в иерархии одобрения неодобрения и влияют на процесс личностного выбора. Концентрируясь вокруг Я-образа, они организуют мир эмоций и переживаний, оказывают существенное воздействие на мотивы поступков и действий, разрешают конфликты желаний, побуждений, устремлений.

Существует мнение, что многое ценное в жизни приходит только в том случае, если человек не настаивает; оно приходит спокойно, не от толчка сзади или притяжения спереди, а появляется безмолвно от просто­го пребывания рядом. Этой точки зрения придерживался А. Маслоу     утверждая, что ценности встроены в человеческий организм, и если человек доверится ему, то обнаружит их интуитивно. Однако, на наш вз­гляд, объявление о том, что индивидууму нет необходимости заботиться о смысловых универсалиях, стремиться их реализовать (ибо они изначально заключены в структуре его личности) приводит к пассивности существо­вания, а отсутствие активности влечет за собой потерю субъектности (вспомним Ларису Огудалову). Следовательно, раскрытие ценностей тре­бует усилий, познания, поиска и нового осмысления накопленного опыта.

Таким образом, ход развития смысловой сферы, направленный на присвоение родовой человеческой сущности, должен состоять в одновре­менном движении по вертикали и горизонтали к общим представлени­ям, ценностной идентификации с миром и по линии перехода от нестой­ких, эпизодически возникающих отношений к осознанным нравственным ориентациям.

Подводя итоги изучения проблемы ценностей в структуре личности, отметим точку зрения К. Хорни, которая считала, что каждое из трех базальных отношений (движение к людям, движение против людей, дви­жение от людей) имеет свою позитивную нравственную значимость: в од­ном случае субъект создает доброжелательное отношение к социуму, в другом борется за выживание, в третьем стремится достичь целостно­сти. Так или иначе, но человек не мыслим без общества, и если попытать­ся рассмотреть его лишь как индивидуальность, то люди предстанут бес­конечно разными мирами, обособленными, особыми, неповторимыми по мере их развития.

Таким образом, через восходящее движение к ценностям происходит реальное единение людей, которое сливает жизнь одного индивидуума с жизнью других. Благодаря базовым «опорным» смысловым универсалиям, получаемым из социума, в структуре личности создаются новые, неповторимые, уникальные ориентиры, главные цели которых преображение действительности, связывание разнородных и частных интересов, низлежащих смыслов в единый, определяющий суть человека взгляд на себя и окружающий мир.


Комментарии закрыты.