http://npc-news.ru/

Изучение сознания в психологии

Исследования сознания в отечественной психологии были начаты А.Н.Леонтьевым, который, рассматривая явления сознания с позиции, раз­работанного им деятельностного подхода, утверждал, что индивидуальное сознание как форма субъективного отражения объективной реальности, присущая только человеку, может быть понято исключительно как про­дукт общественных отношений, в которые включен индивид и неотъемле­мым элементом которых является его предметная деятельность. Поэтому А.Н.Леонтьев считал невозможным существование индивидуальной пси­хики как формы осознанного отражения вне системы этих отношений и вне влияния со стороны общественного сознания.

Сознание можно пони­мать, по Леонтьеву, как «открывающуюся субъекту картину мира, в кото­рую включен и он сам, его действия и состояния» [Леонтьев, 1983, с.166]. В этом определении сознание явно отождествляется с осознанием. Одна­ко, описывая структуру индивидуального сознания, Леонтьев, по сути, го­ворит о неосознаваемых компонентах. Структура сознания в концепции Леонтьева представляет собой единство трех его элементов: чувственной ткани, значений и личностного смысла. Понятие «чувственная ткань» было введено Леонтьевым на основании анализа результатов исследова­ния инвертированного зрения.

В этих исследованиях были представлены экспериментальные доказательства того, что, чувственная ткань сохраня­ется в качестве своеобразного фона при последовательных преобразовани­ях сенсорной информации. В этой связи Леонтьев отмечал, что в начале эксперимента, сразу после надевания инвертирующих призм, субъекту представлена лишь чувственная ткань зрительного образа, лишенная осо­знаваемого предметного содержания, тогда как в условиях нормального зрения чувственная ткань и предметное содержание слиты между собой. При продолжении эксперимента с инверсией происходит процесс пер­цептивной адаптации, т.е. «восстановление предметного содержания зри­тельного образа в его инвертированной чувственной ткани».


Комментарии закрыты.