http://npc-news.ru/

Проблема экологического сознания

Занимаясь изучением проблемы экологического сознания. В.И.Па­нов. вместе с тем. считает. что данная проблема обусловлена не только угрозой экологического кризиса и вытекающей из этого необходимостью формирования экологически ориентированного сознания. но и явлениями культурно-исторического плана. а именно эволюцией человеческого со­знания. Автор усматривает проявления эволюции сознания в настоящее время в следующем:

1.  Эволюционная смена парадигм общественного сознания: от экономической XIX-XX веков к экологической XXI века.

2.  Поиск ответа на вопрос о природе человека и постепен­ное осознание триединости его сущности как существа биологического. социального и духовного.

3. Эволюция человека как субъекта (носителя) сознания: от индиви­дуального субъекта и субъекта семьи до субъекта этноса. государства. Планеты. Космоса [Панов. 2002].

Свое понимание сознания предлагает Н.И.Чуприкова. Она описыва­ет феномен с точки зрения его эмпирических характеристик. Эти характе­ристики. фактически. представляют собой комплекс способностей инди­видуума к различению. например. к различению «Я» и внешних вещей. ве­щей и их свойств. свойств собственной личности. пространственно-вре­менных координат и т.д. [Чуприкова. 1999]. Чуприкова. естественно. име­ет в виду осознанное различение.

Данная трактовка сознания очень близка подходу В.И.Молчанова. который. определяя сознание как «различие раз­личий». При этом Молчанов, следуя феномено­логической традиции при изучении сознания (Ф.Брентано, Э.Гуссерль), рассматривает сознание как процесс смыслообразования: «Сфера смыслообразования … и есть, собственно, сфера сознания» [См., с.5]. Стоит отме­тить, что реализация самой функции различения никогда не осознается. Осознается различенное: объект, свойство чего-либо, «сферы бытия» и т.д. К тому же, различение, по всей видимости, могут осуществлять и жи­вотные, и даже, персональный компьютер, который ничего не осознает.


Комментарии закрыты.