http://npc-news.ru/

Научная психологическая теория

Теория В.В. Налимова хотя и представляется одной из безусловно интересных и эвристичных не является собственно психологической мо­делью сознания. В своих описаниях автор смешивает различные языки: язык математики, философский язык, язык психологии, метафорический язык. В силу этого, сама модель приобретает эклектический характер.

Опираясь на представление о двух ведущих функциях психики от­ражении и регуляции, В.А.Ганзен предлагает описание функциональной структуры сознания. Хотя Ганзен и говорит о функциональной структуре психики, однако, заключая, что «явления сознания делятся на осознавае­мые и неосознаваемые» [Там же, с.65], он, фактически, описывает органи­зацию сознания. Именно взаимосвязь отражения и регуляции обеспечива­ет целостность психики в норме, «единство всех психических проявлений». Вместе с тем, благодаря взаимообусловленности этих функ­ций возможна интеграция человека со средой. Таким образом, функцио­нальная структура сознательной психики может быть описана в обще­научных категориях и представлена в следующем вербально графическом виде (см. рис. 1).

Рис.1. Модель функциональной структуры психики по В.А.Ганзену [84]

Рис. 2. Модель структурно-функциональной организации сознания [Ганзен, 1984]

В.Л.Райков, в свою очередь, считает, что сознание множественно. Необходимо разграничивать не просто разные стороны, свойства, аспекты единого явления сознания, а разные сознания. Например, автор «мозаич­ной теории сознания» говорит о сознании догенетическом генетическом ситуативном профессиональном творческом. эмоциональном вербаль­ном и пр. И полагает что высшие животные также обладают сознанием. В силу этого следует скорее говорить не о сознании. а об иерархии созна­ний. Появление сознания в физическом мире можно расценивать. по Райкову. как действие фундаментального закона природы. Сознание это программа «жизнесуществования живого существа с окру­жающим» [Там же. с.3]. У человека разные сознания взаимодействуют по­средством вербального сознания. которое является своеобразным «пере­водчиком» например с «языка» эмоционального сознания на «язык» пер­цептивного сознания как частного случая ситуативного. Вербальное со­знание. естественно. имеет только человек. Помимо «перевода» к функци­ям вербального сознания Райков относит: контроль над ситуацией. её оценка. принятие осознанного решения. знаковое опосредование. Именно вербальное сознание обеспечивает «планирование дей­ствий». «.формирует социальное развитие человека». Од­нако. как пишет автор. вербальное сознание «.всегда будет опираться на сознание ситуационное. эмоциональное и профессиональное». Интерпретируя основные положения теории Райкова. можно сделать вывод о том. что именно «вербальное сознание» ответственно за эффекты осознания притом. что сами эти эффекты подготовлены неосознаваемой активностью других форм сознания.


Комментарии закрыты.