http://npc-news.ru/

Феномен сознания

Исследования феномена сознания в современной зарубежной науке отличаются несколько иной направленностью и спецификой решаемых проблем по сравнению с опытом изучения сознания в отечественной пси­хологии. На это, в частности, в своем обзоре, посвященном анализу зару­бежных подходов, указывает Г.В.Акопов [2003]. По классификации Чалмерса, в западноевропейской и американской науке все проблемы, ин­тересующие исследователей сознания, можно дифференцировать на три тематические группы:

1)  философия сознания;

2)  философия теории психических явлений;

3)  наука о сознании [Chalmers, 1996].

Собственно психологические проблемы, таким образом, относятся, согласно этой классификации к общей проблематике науки о сознании. Действительно, в зарубежной психологии, кроме философски ориентиро­ванных разработок проблемы сознания, большое количество работ посвя­щено исследованию когнитивных механизмов сознания. В рамках этого направления, тематика исследований весьма многообразна: сознание и время, сознание и искусственный интеллект, визуальное сознание, когни­тивные модели сознания. сознание и физика и т.д.

Чалмерс справедливо отмечает. что само понятие «сознание» является собирательным для цело­го семейства психических феноменов. Сами эти феномены обладают раз­ной степенью сложности. Отсюда и разделение проблем на «легкие» и «трудные». «Легкие» проблемы или. иначе. исследовательские задачи мо­гут быть решены посредством существующего арсенала средств нейронауки и когнитивной науки (и когнитивной психологии. в том числе). Что же это за проблемы? Прежде всего. это объяснение таких феноменов как:

•  способность к различению. категоризации и реагированию на внешние воздействия;

•  обобщение информации;

•  контроль поведения;

•  способность сообщать о своих внутренних состояниях;

•  способность к концентрации внимания;

•  различение между сном и бодроствованием и др.

Наиболее «трудная» проблема психологии сознания это проблема субъективного опыта или. иначе. субъективной очевидности осознанных переживаний. данных человеку. Как субъективный опыт открывается но­сителю сознания? В этом состоит главная загадка изучения сознания. Чалмерс прав. утверждая. что для объяснения сознания необходим поиск нового подхода. который помог бы устранить существующий «объясни­тельный пробел». Те подходы. которые получили известность в последнее время [См.. например. Dennett; 1996; Gillett. 1992; Davies. 1993; Forman. 1998 и др.]. не в состоянии дать ответы на вопросы. как и зачем возникает осознание. Чалмерс считает. что вывести осознание из биологической основы организма невозможно. поэтому следует принять сознание в каче­стве фундаментальной характеристики окружающего нас мира. Схожей точки зрения придерживаются также ученые. культивирующие идею о трансперсональной природе сознания.


Комментарии закрыты.