http://npc-news.ru/

Осознание объектов внешнего мира

Элементы чувственной ткани сознания, согласно Леонтьеву, со­ставляют содержание конкретных осознанных образов реальности, кото­рые могут быть как непосредственно воспринимаемыми. так и возникаю­щими в воспоминаниях и воображении. Хотя чувственная ткань не осознается. именно. она обес­печивает. по мысли Леонтьева. осознание объектов во внешнем мире. В сознании индивида эта особая функция чувственных образов находит кос­венное выражение в безотчетном переживании индивидом «чувства реаль­ности». (То. что ранее было названо нами «субъективной очевидностью происходящего»). Однако при нарушении рецепции внешних воздействий эта функция проявляется в явном виде.

Так. в условиях инвертированного зрения субъект способен дифференцировать реальное поле восприятия. которое представлено сознательно значимыми образами. и свое внутрен­нее. феноменальное поле. представленное собственно чувственной тка­нью. Природу чувственных образов автор теории деятельности усматри­вал в их предметности. Чувственные образы порождаются в процессах практической. предметной деятельности и сохраняют свою изначальную предметную отнесенность также при усложнении форм деятельности.

А.Н.Леонтьев полагал. что чувственные образы человека обладают таким качеством. как означенность. и важнейшими элементами. образующими человеческое сознание. он считал значения. Вместе с тем. сознание не мо­жет быть редуцировано ни к одной из образующих сознания. в том числе и к плану значений. Поэтому Леонтьев считал значения. аб­страгированные от их функционирования в индивидуальном сознании. столь же «не психологичными». как и ту реальность. что лежит за ними. Значения становятся предметом изучения психологии. лишь будучи взяты в этих внутренних отношениях внутри систем деятельности и сознания.

Эту проблему особенностей функционирования значений. с одной сторо­ны. в системе общественных отношений. в общественном сознании. а с другой стороны в деятельности индивида. в его индивидуальном созна­нии. Леонтьев пытался решить. предлагая различать осознаваемое объек­тивное значение и его значение для субъекта. или «личностный смысл». Кроме движения значений в системе общественных отношений. значения совершают и другое движение. а именно функционирование в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. В этом движении «значе­ния индивидуализируются и "субъективируются", но при этом они отнюдь не утрачивают своей общественно-исторической природы, своей объек­тивности». Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов выражается в том, что они «возвращаются к чув­ственной предметности мира», в то время как в своем «надындивидуаль­ном» движении, значения лишены чувственности, их индивидуализиро­ванное существование «необходимо предполагает их отнесенность к чув­ственным впечатлениям». При этом чувственно-предмет­ная отнесенность значений в сознании субъекта может быть не только прямой, но и опосредованной сложными цепями мыслительных операций.


Комментарии закрыты.