http://npc-news.ru/

Наркомания

С точки зрения психологии наркомания рассматривается как пробле­ма личности, принимающей наркотики в определенном социальнокультурном контексте. Отношение к наркотику не существует изолиро­ванно от отношений к другим сторонам жизни и поэтому может быть из­менено лишь в контексте измененной системы отношений личности в це­лом.

Считается неизбежным фактом, что почти все подростки зависят от своих семей. Среди этиологических условий аддиктивного поведения дисфункция семейной системы занимает одно из первых мест. Такие свя­занные с семьей факторы, как злоупотребление алкоголем или наркотика­ми, дефекты воспитания, нарушение коммуникативного стиля, хрониче­ский супружеский конфликт все они увеличивают риск зависимости от ПАВ у подростков [3;с.664]. Мы же остановимся на нарушении коммуни­кативного стиля и подробнее рассмотрим его как фактор употребления ПАВ подростками.

С позиции семейной психологии употребление ПАВ подростками и молодежью можно рассматривать как крайнюю форму семейного кризиса. Эти семьи объединяет общая черта, заключающаяся в том, что супруги и остальные домочадцы говорят, думают и рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жизни, своеобразный подтекст семейных отношений. Именно в этом контексте и может скрываться причина, фик­сирующая наркотизацию подростка [1;с.148-150].

С точки зрения коммуникативного подхода, симптоматическое пове­дение является частью последовательностей взаимоотношений между людьми [2;с.229]. Симптом рассматривается не как атрибут личности, а как поведение, соответствующее определенному типу взаимодействия [7;с.24].

Как же возникает аддиктивное поведение? Для этого вспомним о ряде «типичных нарушений» коммуникации в семье:

1.  Концепция «отклоненной коммуникации» в семье (Зигнер, Вайн,

1966).

2.  Парадоксальная коммуникация: концепция «двойной связи» (Бейтсон, Джексон, Хейли, Викланд, 1956).

3.  «Замаскированная коммуникация»: мистификация (Лэнг, 1956).

Эти «типичные нарушения» коммуникации являются барьерами се­мейного информационного общения они препятствуют ему и искажают его смысл, ухудшают процесс коммуникации и влияют на взаимопонима­ние. Более того, они являются причиной психической травматизации лич­ности. Это развитие коммуникационной проблемы и переход ее в кон­фликт.


Комментарии закрыты.