http://npc-news.ru/

Демонстративный компонент наркотизации

Симптом, болезнь или нарушение поведения рассматривается в качестве специфической коммуникации, которая вы­полняет функции защитного маневра, прагматически «выгодного» всем участникам коммуникации. С помощью симптома один член семьи передает сообщение другому и пытается определенным об­разом влиять на его отношение к себе.

Поэтому в некоторых семьях наркотизация имеет ярко выраженный демонстративный компонент. Наркотик может использоваться под­ростком как средство сепарации и достижения большей независимости.

Однако обычно это вызывает обратный эффект, что делает отношения в родительско-детской паре еще более напряженными и мучительными.

В распавшихся семьях наркомания подростка может выполнять функцию ослабления и даже преодоления эмоциональной зависимости от родителя, проживающего вне семьи. Внутренние отношения в родительско-детской паре становятся более близкими, эмоциональными и сплочен­ными, тогда как внешние отношения с родителем, живущим вне семьи, становятся более дистантными, холодными и проблемными.

В ригидных семьях наркомания подростка может рассматриваться как крайняя форма протеста против системы отношений, игнорирующей его возросшие возможности, интересы и потребности [1, С.147].

О наркотизации в деструктивных семьях было сказано выше, но все же напомним, что наркотизация в них направлена, прежде всего, на компенсацию дифицитарности эмоциональных контактов в семье, либо выступает как средство ухода от давления семейных конфликтов.

Поэтому без вовлечения семьи в лечение и реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему [3, С.664].

Следовательно, в коммуникативном подходе любой совместный экс­перимент может оказаться полезным. Изменение повторяющихся ригид­ных последовательностей, поддерживающих существующую проблему, выступает важной целью психотерапии [2, С.229-230].


Комментарии закрыты.