http://npc-news.ru/

Общие проблемы перинатальной психологии

В последние десятилетия в психологической науке большое внима­ние уделяется проблемам перинатальной психологии, освещаются вопро­сы материнства на этапе беременности и родов, изучаются влияния раз­личных факторов беременности на развитие плода и др. В рамках этой проблематики особая роль отводится проблемам связи эмоционального состояния матери и младенца.

Актуальность заявленной тематики, с одной стороны, объясняется падением рождаемости, ростом социальных сирот и «отказных детей», ухудшением общего состояния здоровья детей, большим числом неполных семей и др. С другой стороны, мы вынуждены констатировать, что социально-психологические программы и проекты сопровождения семей практически отсутствуют или недостаточно внедре­ны в практику работы.

Изучение материнства целенаправленно началось во второй полови­не XX века. В зарубежной психологии эта проблематика разрабатывалась в рамках психоанализа, в теории привязанности и объектных отношений, и связывалось в основном с понятиями mathering (состояние быть мате­рью) и matherhood (материнство, выполнение материнских функций). В отечественной психологии в основном речь шла о родительско-детских отношениях, в научных публикациях слово «мать» практически не встре­чалось, чаще всего использовался термин «близкий взрослый». К концу 80-х годов возрос интерес к проблемам материнства, развернулись работы по изучению психологического самочувствия матери в перинатальный пе­риод и его влияния на состояние младенца.

В настоящее время психология материнства является самостоя­тельной областью психологии, тесно взаимодействующей с психотерапи­ей, акушерством, гинекологией, педагогикой. Значимое место в психоло­гии материнства отводиться изучению эмоциональной сферы женщин, по­сле рождения ребенка. Обусловлено это тем, что существует глубокое влияние материнской депрессии, которую с большой долей вероятности переживают женщины, и поведения и самочувствия младенца.

Часто эмоции, испытываемые матерью, относятся к ребенку, как ис­точнику, который их вызывает. Сложный эмоциональный комплекс отно­шений к ребенку, включающий эмоции недовольства и разочарования, яв­ляется неблагоприятным для психического и личностного развития ребен­ка. Исследователи описывают два основных стиля взаимодействия мате­ри, находящейся в состоянии послеродовой депрессии, и младенца: от­чужденно-пассивный стиль, характеризующийся медлительностью и мо­нотонностью взаимодействия, и навязывающий стиль, когда матери напряженны, суетливы, проявляют чрезмерную вовлеченность во взаимо­действие.


Комментарии закрыты.