http://npc-news.ru/

Особенности психологического мониторинга

Массовый спорт и спорт высших достижений является одной из важнейших составляющих современного общества.

Непрерывная профессионализация и коммерциализация спорта выс­ших достижений в последние годы, как за рубежом, так и в нашей стране, коренным образом изменили всю систему подготовки спортсменов во многих видах спорта.

Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, все более эффективных средств, мето­дов и организационных форм подготовки спортивного резерва.

В настоящей работе мы хотели бы обозначить роль психологическо­го мониторинга в общей структуре инновационной деятельности спортив­ной школы.

Слово «мониторинг» происходит от латинского monitor «напоми­нающий, надзирающий».

Первоначально мониторинговые исследования применялись при изу­чении окружающей среды и космоса, но затем, в связи с выходом за пре­делы экологической тематики, наблюдалась тенденция к расширению толкования понятия «мониторинг» и сферы использованию мониторинго­вых исследований.

В теории социального управления мониторинг рассматривают как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев управленче­ского цикла, в рамках которого проводится выявление и оценивание управленческих действий [3]. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности си­стемы ее конечным целям.

С точки зрения методологов, мониторинг это процесс постоянного отслеживания происходящих в реальной предметной среде процессов и явлений, для включения результатов текущих наблюдений в управленче­скую деятельность [1].

Мониторинговые исследования нашли свое место и в практике управления педагогическими системами. Здесь под мониторингом пони­мают специально организованное, систематическое наблюдение за состоя­нием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогно­за, научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия решений [1]. В соответствии с точкой зрения А.С.Белкина, С.Е.Шишова, мониторинг это процесс непрерывного научно обосно­ванного, диагностико прогностического слежения за состоянием, разви­тием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения [8].

По своему внутреннему строению мониторинг в образовательных системах объединяет три важных управленческих компонента: контроль различных сторон деятельности школы; анализ результатов деятельности; систему информационного обеспечения управления.

Мониторинг основывается на этих компонентах, но не заменяет ни один из них, поскольку не может быть ни контролем, ни анализом, ни си­стемой информационного обеспечения. Таким образом, введение монито­ринга не ломает традиционную систему, а обеспечивает ее стабильность, долгосрочность и надежность.

Функционально мониторинг состоит из педагогического, психологи­ческого и управленческого.

Педагогический мониторинг отслеживает параметры полученных знаний, навыков, умений по конкретным учебным дисциплинам, их соот­ветствие уровню, определенному в государственном образовательном стандарте. Педагогический мониторинг выступает инструментом преоб­разования собственной профессиональной деятельности педагогов и учеб­ной деятельности учащихся.

Психологический мониторинг отслеживает параметры, которые от­ражают психические процессы, непосредственно участвующие в усвое­нии, переработке и хранении информации (познавательные процессы и процессы регуляции деятельности); и параметры, которые не участвуют непосредственно в усвоении материала, но влияют на успешность обуче­ния (структура мотивации, отдельные особенности личности и межлич­ностных отношений).


Комментарии закрыты.