http://npc-news.ru/

Две составляющие личностного вы­бора

Таким образом, мы предполагаем, что в структуре личностного вы­бора можно выделить две составляющие: ценностно-смысловую и когни­тивно-оценочную.

Ценностно-смысловой компонент выбора представлен в виде структуры ценностей человека, опираясь на которую, он может находить основания для этого выбора. При этом ценности, личностные смыслы вы­ступают не только как критерий регуляции собственного поведения, но и как механизм самоуправления.

Осмысление собственных действий и объектов мира в интенциональном контексте, в контексте их места, роли и значимости для индиви­дуальной жизни, придает человеческой жизнедеятельности новое каче­ство.

Смысл это гораздо больше, чем высший интегральный регулятор человеческой жизни, задающий ее направленность; смысл это регуляторный принцип человеческого поведении (Д.А.Леонтьев). Он может за­нимать разный удельный вес по отношению к другим регуляторным прин­ципам (ситуативным желаниям и потребностям, мотивам стимулам). В исследованиях поведения и осмысления собственной жизни наркозависи­мых обнаруживается снижение у данной категории смысловой саморегу­ляции. Их поведение в большей степени обусловлено сиюминутными же­ланиями при сниженной способности к отсрочиванию разрядки.

Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.

При этом специфическая особенность ценностей заключается в том, что все они нанизаны на стержень ведущего смыслообразующего мотива, ве­дущей линии жизни (А.Н. Леонтьев). Они могут сочетаться с ней или вступать в конфликт, но они обязательно должны предстать перед судом личности. Они обязательно должны быть пережиты, а не просто восприня­ты, сопоставлены с той высшей ценностью, ради которой человек живет.

Ф.Е.Василюк говорит о том, что ценность это некая инстанция, служащая основой для выбора, которая сама мотивом не является, но об­ладает смыслообразующими и смыслоразличающими потенциями, и способна быть точкой опоры для совершения осмысленного выбора меж­ду тем, что по смыслу несравнимо. Ценность это не мотив, т.к. мотив всегда корыстен, и всегда борется за свой интерес. Ценность же выполня­ет интегрирующую функцию как в интрапсихическом (обеспечивает цель­ность самосознания, образует ядро личности), так и в интерпсихическом (ценность может быть «нашей», т.е. служить критерием единства между людьми) пространстве. Ценность в отличие от эмоции стабильна, устойчи­ва, надситуативна. Ценность не может быть сведена к норме или правилу. Любая норма существует как нечто внешнее, данное извне. Ценность же переживается как рождающаяся изнутри. Ценность не может быть одна­жды приобретена, это не вещь, которой можно гарантированно обладать. Встреча с ценностью требует постоянно возобновляющегося усилия (М.К. Мамардашвилли).


Комментарии закрыты.