http://npc-news.ru/

Юношеская наркомания

Сегодня в отношении подростковой и юношеской наркомании на­коплено большое количество данных, которые оказывают влияние на об­щество и государство при выборе средств решения этой проблемы. Кон­цептуальные ошибки и неверные ориентиры ведут к значительному увели­чению материальных затрат государства при низкой результативности профилактических программ и мероприятий. Если ошибки постоянно не исправлять, опасность наркотизации подрастающего поколения будет воз­растать.

Анализируя опыт, выявляя скрытые противоречия в основаниях не­которых подходов к пониманию психологической зависимости от нарко­тических веществ, можно значительно помочь всем заинтересованным людям, стремящимся оказывать противодействие наркотизму.

Заблуждение первое.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) на основе ценностно­го отношения подростка к своему здоровью ошибочно! Значение ЗОЖ для подростка и взрослого человека, как показывают психосемантические ис­следования, принципиально противоположны [3]. Методика Фанталовой, на которую ссылаются большинство исследователей, в качестве ориенти­ровочной основы по предупреждению наркотической зависимости не ва­лидна. Если для взрослого человека здоровье ценность, то для под­ростка средство самоиспытания. Здоровье для взрослого то, что нужно беречь, для подростка то, что требует проверки на прочность. Чем лучше здоровье у подростка, тем больше зона риска.

Заблуждение второе.

Взрослые, как правило, считают, что подростки начинают пробовать наркотики от личной неуверенности и страха перед жизнью. Они вредят своему здоровью и совершают противоправные действия ради «бегства от реальности». Выходит, что реальность для подростка приговорена взрос­лыми играть роль опережающей «ломки», «социальной абстиненции».

На самом деле все иначе. Подросток чаще действует наперекор об­щественному мнению воспитателей, которые, желая облегчить ему жизнь, ограничивают его социальную и экономическую самостоятельность. Он пытается разрушить нереалистичность ожиданий со стороны взрослых, ошибочность их представлений об «идеальной» жизни, испытать свои воз­можности. Подростки пробуют наркотики не от бессилия или безделья, а от бесстрашия [10].

В связи с этим, научные концепции, профилактические программы, воспитательные мероприятия, направленные на доказывание детям их не­способности «жить в реальности», положительных результатов в деле предупреждения подросткового наркотизма не принесут.

Заблуждение третье.

Уже много лет ученые пытаются выявить основные признаки и ха­рактеристики так называемой «преднаркотической личности», найти глав­ные причины возникновения наркомании. В зависимости от сферы иссле­дований личности. Если нет тела, то и нет повода к улучшению его самочувствия.

Наркомания мультипричинна, но определяющим пунктом её возник­новения как правило становится выбор самого человека [2].

Решение проблемы повышения эффективности профилактики нар­комании нужно искать не только в сфере психопатологий личности, но и в сфере психологии субъектности.

Человек способен делать собственный выбор субъектно, по-своему усмотрению, проявляя смирение или противостояние. Однако, в период взросления, выбор часто оказывается выбором «против себя» для того, чтобы только пойти наперекор обстоятельствам, или в ситуации замеша­тельства (неопределенности) откликнуться на внешнюю эмоциональную поддержку, или вообще случайно, не задумываясь, «как карта ляжет». И только четвертый вариант субъектный выбор, осознанный и осмыслен­ный, под свою личную ответственность помогает подростку взрослеть.

Заблуждение четвертое.

Ориентация многих профилактических программ на развитие адап­тивных способностей личности подростка изначально однобока, ущербна, а значит малоэффективна.

Заблуждение пятое.

«Жа­жда Целостности» не тождественна стремлению личности к самоограни­чению, сохранению внутреннего гомеостатического равновесия. Наобо­рот, целостность может переживаться только как состояние неограничен­ных внутренних возможностей личности, как способность выходить за пределы заданности в свободной причинности.

Заблуждение шестое.

В период взросления подросток вынужден приспосабливаться не только к окружающему миру, но и к самому себе, к своим быстро меняю­щимся мыслям, чувствам, телу. Овладевать собой как одной из сил приро­ды. Это происходит в условиях несовпадения его физического и личностно-психологического развития, противоречивых требований со стороны воспитывающих взрослых, социально-экономической ограниченности.

Несовпадение физических возможностей и социальных запретов, по­стоянное противоборство мотивов и ценностей, «онтологическая неукоре­ненность» (Р.Лэнг) личности подростка фиксируют у него состояние гене­рализованной неудовлетворенности, внутренней «рассогласованности», чувственно-телесной отчужденности [3].

Заблуждение седьмое.

Подросток употребляет наркотики, подвергая себя смертельной опасности, не понимая смысла и вреда того, что он делает. Однако при си­стематическом употреблении наркотиков развивается психологическая за­висимость, которая подчиняет всю мотивационно-смысловую сферу лич­ности подростка, становится точкой отсчета в определении смысла тех или иных действий подростка, ориентиром в решении всех проблем, свя­занных с личным выбором.

Нужно признать, что зависимость приносит потребителю наркоти­ков «психологический выигрыш», который проявляется в состоянии опре­деленности в любой неопределенной ситуации. Наркоман всегда и везде оказывается «при деле». Он точно знает, что нужно делать в любой мо­мент жизни, в любой ситуации. Он все время находится в «творческом» поиске денег или наркотиков, демонстрируя при этом совершенно проти­воположное поведение. «Тотальное» понимание своего предназначения снижает у подростка онтологическую энтропию, снимает внутренние про­тиворечия и возвращает целостность его личности.


Комментарии закрыты.