http://npc-news.ru/

О собственной и заимственной целостности

«Жажда Целостности» для подростка часто оказывается сильнее пра­вовых санкций, морального давления и даже самой жизни. Психологиче­ски целостность переживается как сопряженность действования, чувство­вания и осознания происходящего без физического и психического напря­жения. Ее характеризует мгновенная сенсорная интерпретация онтологи­ческих изменений в процессе жизнедеятельности человека наравне с когнитивной, при полном отсутствии беспокойства и скуки.

Целостность личности не может быть установлена раз и навсегда, но её как психиче­ское состояние можно «заимствовать» и «поддерживать» за счет наркоти­ков или других психоактивных суррогатов. Подлинная целостность восстанавливается и переживается в ситуации неопределенности, когда личность проявляет свою субъектность, взрослеет, развивает свою «Яконцепцию».

По мнению Э. Эриксона, развитие «Я-концепции» осуще­ствляется посредством идентификации субъекта с теми ситуациями, кото­рые он пережил, символически объективировал, артикулировал и при­своил в качестве личного опыта. В этом случае «ярлык», примененный к самому себе начинает определять последующее реальное бытие личности. Создание нового «ярлыка» порождает в «Я-образе» подростка новое «частное Я», новый внутренний «голос» (М. Бахтин), нового «участника» в строительстве в «Я-концепции» взрослеющей личности.

Трудно представить реальное бытие без чувственно-телесного уча­стия человека в происходящих с ним событиях. Это особенно важно в пе­риод взросления, когда собственное тело может восприниматься «владель­цем» как нечто неизвестное, даже противостоящее, необъяснимо тревож­ное. У подростка ещё не составлен личный «словарь» эмоционального и телесного языка, который в дальнейшем будет играть роль пожизненного руководства по достижению личного счастья или несчастья. Взрослый че­ловек воспринимает свое тело менее конфликтно и менее эмоционально.

Взросление подростка осуществляется одновременно в трех про­странствах обитания его личности: во взрослом сообществе, в субкультур­ном сообществе сверстников, в организмическом пространстве собствен­ного тела. Рассогласованность этих пространств постоянно нарушает це­лостность «Образа Я» подростка, усиливает конфликтность и противоре­чивость в основных сферах его личности, увеличивает энтпропию его ценностно-смысловой ориентации. В ситуации ответственного выбора подросток испытывает беспомощность, потерю целостности, легко попа­дает в зависимость от случайного источника интеграции его актуально конкурирующих побуждений. Онтологическая неопределенность наруша­ет целостность личности, усиливает рассогласованность её «Яконцепции» [10].


Комментарии закрыты.