http://npc-news.ru/

Лич­ная активность

Многолетний опыт практической работы убедил нас в том, что дей­ствительное решение личной задачи взросления невозможно за счет дру­гого человека. Оно также не возникает по образцу или по подсказке. Дру­гой человек может либо содействовать, либо препятствовать решению той или иной задачи, но не решать её.

Проявление собственной субъектности тренера-психолога в процес­се работы с подростками является необходимой составляющей результа­тивности проводимого им тренинга. Мастерство ситуативного моделиро­вания, искусство ведения тематических диалогов, рассуждения на жизнен­но важные темы не обеспечивают достаточной эффективности работы психолога без реализации принципа пропорциональной субъективности. Это один из важнейших принципов онтосубъектного подхода, который мы разработали в последние годы: личность может проявить свою субъектность пропорционально степени заданной неопределенности.

Проявление субъектности человека существенно зависит от его лич­ной активности, но, как правило, не превышает ситуативно заданной по поводу себя неопределенности. Умение психолога в процессе тренинга, произвольно повышать или снижать ситуативную неопределенность про­порционально возможностям участников, является главной характеристи­кой его профессиональной и личностной готовности к работе с подростка­ми по содействию в решении их задач взросления.

В ситуации определенности, предсказуемости, «прозрачности», от­сутствия выбора, необходимость в проявлении субъектности у личности отсутствует, однако ее целостность не наступает никогда, потому что лич­ность не имеет возможности стать причиной себя.


Комментарии закрыты.