http://npc-news.ru/

Влияния неосознаваемой информации

На сегодняшний день в экспериментальной психологии одним из са­мых интересных направлений исследований является изучение влияния неосознаваемой информации на эффекты осознания. Широко известен эксперимент А.Марсела. Испытуемому на 10 мс предъявлялось либо сло­во, либо пустое поле, затем в течение 30 мс хаотически расположенные буквы для маскировки следа в иконической памяти. На следующем этапе испытуемому предлагалось решить одну из двух задач. В задаче обнару­жения он должен был указать, предъявлялось слово или нет. В задаче лек­сического решения испытуемым предъявляли ряд букв и просили как можно быстрее указать, слово это или бессмысленный набор букв.

Испы­туемые в задаче обнаружения с равной вероятностью давали положитель­ные ответы и в случае предъявления пустого поля (то есть сам факт сти­муляции не осознавался). Но в задаче лексического решения опознание буквенного ряда происходило значительно быстрее, если оно было по смыслу связано с предшествующим словом. Явления такого порядка были названы эффектами семантического предшествования. [1] Эксперименты, подтверждающие существование этого эффекта, навели нас на мысль о со­здании такой процедуры исследования, в которой бы семантическая подсказка предъявлялась одновременно со словом.

Итак, перед нами стояла задача обнаружить фактор, влияющий на результативность решения лексической задачи. Нами выдвигалась следу­ющая теоретическая гипотеза: одним из факторов, влияющих на работу сознания при решении лексической задачи, является цвет, в который окра­шено слово. Эмпирическая гипотеза состояла в следующем: опознание буквенного ряда как слова происходит с наибольшей результативностью, если слово окрашено в цвет, который ассоциируется с этим словом; а бес­смыслица продолжает оставаться окрашенной в черный цвет.


Комментарии закрыты.