http://npc-news.ru/

Образовательный процесс

Обратимся теперь к образовательному процессу. Социальная среда, насыщенная нарциссическими личностями, рождает аналогичную образо­вательную среду. Ситуация на престижных юридических, экономиче­ских, психологических факультетах, где предполагается социальный успех, в разы увеличивает количество нарциссических персонажей.

На психологический факультет нарцисс устремляется в попытке найти источ­ники своего внутреннего Я, словно подросток, находящийся в кризисе идентичности. Причем, это касается студентов различных отделений, раз­личных возрастов, различного уровня подготовки. Не случайно, наверное, одним из любимейших предметов рассмотрения в различного рода сту­денческих работах является самосознание, Я-концепция, самооценка то есть все то, что интересует нарцисса в первую очередь.

Формирование, или до-формирование (да простится нам этот тер­мин) личности, структуры Я, происходит по ряду направлений. А.Лэнгле определяет их как три центральные способности человека в работе над со­бой, «индуцирующиеся» извне, но которые должны быть присвоены чело­веком, чтобы он смог стать автономным, аутентичным и продуктивным.

Это, прежде всего, уважительное внимание к самому себе. Задача сделать себя субъектом собственного внимания, условием чего является само-дистанцирование, решается на базе индуцированного внимания к себе со стороны других.

Второй способностью является справедливое отношение к самому себе. Задача этого аспекта воспринимать себя в своих переживаниях, ин­туиции, мыслях и поведении и достигать такой степени согласования с со­бой, чтобы стать адекватным собственным содержаниям и ценностям. Для этого требуется принимать себя всерьез, то есть быть открытым по отно­шению к себе, оставаться в контакте с самим собой, базируясь на спра­ведливом отношении со стороны других к твоему собственному содержа­нию.

И, наконец, признание ценности самого себя. Здесь имеется в виду оценка самого себя и суждение о себе, для которых требуется осознанная рефлексия собственных переживаний и действий, согласование с соб­ственной совестью и с ценностями общества, выработка позиции по отно­шению к самому себе, чувствование глубины и ценности собственного бытия как Персоны (соотношения внутреннего и внешнего в Я). Это ведет к ощущению человеком себя в своих действиях «правильным» и «оправ­данным» перед самим собой и другими на базе вынесения критических су­ждений извне и признании ценности со стороны других.

Каким образом могут осуществиться эти направления развития? Ве­роятно, в отношениях преподавателя как, с одной стороны, носителя внешнего, индуцированного отношения а с другой стороны, как значимой родительской фигуры, являющейся к тому же носителем целого пласта групповых (профессиональных) норм и ценностей, а порой и как образца для подражания, идентификации, и студента, как личности, стремящейся к развитию своего Я, своего Self и находящегося в поиске путей для дости­жения целостности этих структур.


Комментарии закрыты.