http://npc-news.ru/

Психологическая устой­чивость

Планируя содержательный и организационный аспекты обучения, принципиальным является вопрос о том, что необходимо для того, чтобы устремления «однажды возникли», и как организовать среду, чтобы они «самоподдерживались». Другими словами, какие методы и условия уже существуют в высшей школе, а также какие мы можем разработать для учебного процесса, с целью развития личностно-психологической устой­чивости студента к наркотической контаминации.

Рядом исследователей (Березин С.В., Лисецкий К.С., Литягина Е.В., Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю.) определены основные критерии личност­ной защиты, удерживающие от употребления наркотиков и других психо­активных веществ:

I.  здоровое     и развитое чувство юмора как способность к адекватному восприятию проблемных ситуаций и их разрешению через чувство юмора и умение шутить;

2.  высокий внутренний самоконтроль (саморегламентация);

3.  видение жизненной перспективы;

4.  сформированная система ценностей;

5.  способность  вести себя в группе в соответствии со своими ценно­стями;

6.  адекватная самооценка;

7.  способность  к конструктивному поведению в условиях конфликта,

8.  способность  к децентрации, т.е. умение смотреть на одну проблему (процесс, явление) с разных точек зрения (сторон, углов рассмотрения);

9.  устремленность личности, т.е. ее ориентация на сам процесс (дей­ствие), а не на результат;

10.  низкая психологическая внушаемость (самореферентность);

II.  стрессоустойчивость как индивидуальная внутрипсихологическая способность или умение преодолевать стрессовые ситуации, транс­формировать их в различного рода поисковую активность;

12.  критичность как способность к адекватному восприятию и пони­манию различного рода информации;

13.  рефлексивность как способность к адекватному восприятию действительности, пониманию причинно-следственных связей, осознание собственных мотивов и результатов деятельности;

14.  творческость (креативность) как способность нахождения прин­ципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»;

15.  субъектность как способность выходить за пределы внешних и внутренних ограничений личности;

16.  познавательная самостоятельность как способность к осознан­ной постановке и решению проблемных ситуаций.

В рамках нашего исследования, мы планируем провести первичный диагностический срез степени выраженности перечисленных выше способностей в студенческой среде в зависимости от профессиональных и половозрастных особенностей до начала психопрофилактической деятель­ности, после ее завершения, скрининговые исследования, а также через определенное время после завершения обучения. Построение комплекс­ной экспериментальной модели профилактики планируется в рамках учеб­ного процесса в Самарском государственном университете, а также прове­дении сравнительно-сопоставительных исследований в вузах Санкт-Пе­тербурга, Архангельска, Минска, Волгограда и Липецка.


Комментарии закрыты.