http://npc-news.ru/

Отклоняющееся поведение ребенка

Нас интересовали семьи, в которых на фоне хотя бы относительно полной реализации хозяйственно-бытовой, эмоциональной, сексуальноэротической функции, а также функции духовного общения и первичного социального контроля воспитательная функция была бы нарушенной.

В качестве объективного критерия нарушения воспитательной функции се­мьи мы выбрали отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в семье. Нами были отобраны сорок три семьи, в которых воспитываются дети с отклоняющимся поведением. При этом семьи, составившие выбор­ку, характеризуются достаточно высоким материальным и социальным статусом (хозяйственно-бытовая функция семьи); члены этих семей про­водят много времени вместе (функция духовного общения); супруги при­влекательны друг для друга как сексуальные партнеры (сексуально-эроти­ческая функция семьи); в семьях отмечается стремление эмоциональной поддержке и психологической защите, взаимная симпатия (эмоциональная функция семьи); уделяется много внимания контролю за поведением де­тей (функция первичного социального контроля). Одним словом, нами были отобраны семьи, в отношении которых обычно говорят: «Семья не без урода», при этом «уродство семьи» выражалось в отклоняющемся по­ведении ребенка.

Исследование проводилось с помощью генограммы, проб на сов­местную деятельность [2], [4], циркулярного интервью. В процессе обра­ботки и анализа данных нас прежде всего интересовали возможные нару­шения воспитательной функции, детерминирующие отклоняющееся пове­дение детей. Анализ полученных данных позволил выделить некоторые особенности семейного воспитания, которые приводят к формированию отклоняющегося поведения. Рассмотрим их подробнее.


Комментарии закрыты.