http://npc-news.ru/

Аспекты развития лично­сти

Психология развития ребенка одна из наиболее разработанных об­ластей теоретической и прикладной психологии, имеющая ярко выражен­ный междисциплинарный характер. Различные аспекты развития лично­сти ребенка хорошо изучены и широко представлены в отечественной и зарубежной психологии. Общие методологические положения психологии развития сформулированы в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Вы­готского и других известных психологов.

Значи­тельный корпус работ посвящен влиянию семьи и семейных условий на личностное развитие ребенка. Вместе с тем, существует явный дефицит научных данных о том, как и каким образом семья влияет на формирова­ние ценностно-нормативной системы личности. Актуальность таких ис­следований заключается в том, что именно социально-ориентированная ценностно-нормативная система личности составляет основу правового сознания и правового поведения индивида.

Нарушения семейных функций приводит к формированию дисфункциональных отношений в семье, что в свою очередь ведет к нарушениям в развитии личности ребенка, и, в частности к нарушениям в развитии его правового сознания. В соответ­ствии со сложившимися в современной психологии представлениями, се­мья, как целостная система, реализует некоторую целокупность функций, обеспечивающих членам семьи возможность удовлетворения значимых для них потребностей и, шире, создающих необходимые для их лич­ностного развития условия.

В нашей работе мы исходим из предположе­ния о том, что ведущим фактором формирования ценностно-нормативной системы личности является воспитательная функция семьи. Основанием для выдвижения данной гипотезы служит положение о том, что «… в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества». С другой стороны, практически общепринятым является мнение о том, что «воспитание является ведущим и определяющим началом социализа­ции».

Таким образом, нормально функционирующая семья обес­печивает развивающейся личности необходимые условия для позитивной социализации усвоения и активного воспроизводства социального опы­та, включая ценностно-нормативную систему, адекватную существующей в обществе системе моральных и правовых норм. И, напротив, нарушение семейных функций, в частности воспитательной функции семьи, приводит к различным по степени глубины отклонениям индивидуальной ценност­но-нормативной системы от моральных и правовых норм общества. Есте­ственно, возникает вопрос о возможных причинах нарушения выполнения семьей ее воспитательной функции. Для ответа на этот вопрос нами было проведено специальное исследование, суть которого заключалась в следу­ющем.


Комментарии закрыты.