http://npc-news.ru/

Неадекватный образ ребенка в родительской паре

Проводя наше исследование, мы обратили внимание на принципиальные отличия в ха­рактеристиках ребенка, которые дают его родители вместе, и если их опрашивать порознь. Характеристики ребенка, которые родители дают по­рознь и независимо друг от друга (второй родитель не присутствует) отли­чаются большей взвешенностью, адекватностью, непротиворечивостью.

При этом характеристики ребенка, которые супруги давали независимо друг от друга, обнаруживали высокую степень согласованности. В ситуа­ции опроса родительской пары, когда родителям предлагалось дать харак­теристику личности и поведения их ребенка, их высказывания отличались меньшей взвешенностью, адекватностью оценок и более высокой проти­воречивостью.

Исходя из наших результатов, можно сформулировать вы­вод о том, что в семьях с детьми с отклоняющимся поведением каждый из родителей оценивает и воспринимает ребенка (и, похоже, понимает его) лучше, чем когда родители включены в ситуацию взаимодействия. Можно предположить, что когда родители обсуждают жизнь и поведение их ре­бенка или разговаривают с ним, конфликт в их брачной паре обостряется.

Полученные в нашем исследовании данные позволяют выдвинуть гипотезу об особой конфликтогенности сферы семейного воспитания. Мы предполагаем, что, если процесс персонализации супругов в жизни друг друга затруднен или нарушен, то супруги будут стремиться к максималь­ной персонализации в их ребенке, что порождает конкурентные отноше­ния между ними и создает конфликтную ситуацию, которая может приоб­рести хронический характер.

Хроническая конфликтная ситуация перерас­тает в межличностный конфликт в сфере родительских отношений между супругами. Именно это, на наш взгляд, и является основной причиной на­рушения воспитательной функции семьи. При этом супружеские отноше­ния между брачными партнерами могут характеризоваться как бескон­фликтные. Это обстоятельство маскирует неблагополучие в сфере се­мейного воспитания. Супруги считают семью благополучной и причины отклоняющегося поведения ребенка видят в нем самом. Это не только снижает их мотивацию на участие в профилактической работе, но и суще­ственно затрудняет коррекцию поведения ребенка.


Комментарии закрыты.