http://npc-news.ru/

Коммуникативные функции

Введенные представления о рефлексивно симметричных речевых актах нуждаются в детализации. Суть дела заключается в том, что каждый рече­вой акт, с одной стороны, выполняет коммуникативные функции, позво­ляя говорящему передать определенную информацию слушающему, а с другой служит или может служить образцом при построении другого ре­чевого акта. Во втором случае речевые акты образуют цепочку, которую принято называть элементарной социальной эстафетой. [2, с. 120-121]

Данное явление давно было обнаружено и зафиксированно лингвистами. К сожалению, такой способ существования языка построение одних ре­чевых актов по образцу других не стал еще опорной точкой роста лин­гвистического анализа. Так, к примеру, О.Есперсен в своей книге «Фило­софия грамматики» писал: «Важно то, что создавая предложение, говоря­щий опирается на определенный образец. Независимо от того, какие слова он подбирает, он строит предложение по этому образцу. И даже без специ­альной подготовки в области грамматики мы чувствуем, что предложения John gave Mary the apple (Джон дал Мери яблоко), My uncle lent the joiner five shillings (Мой дядя одолжил столяру 5 шиллингов) являются анало­гичными, т.е. что они созданы по единому образцу» [4, с. 17].

Противопоставление «внутренних» результатов функционирование речевого акта в качестве образца при построении другого речевого акта, «внешним», т.е. результатам, состоящим в сообщении информации или достижения коммуникативных целей, порождает ситуацию сосуществова­ния в языке различных типов рефлексивно симметричных речевых актов. При построении типологии рефлексивно симметричных речевых актов я следую классификации рефлексивно симметричных актов деятельности М.А.Розова [2, с. 110-120].

В качестве исходного примера рассмотрим следующую ситуацию. До­пустим, что мы присутствуем при диалоге, где один человек слушаюший способен задавать вопросы и понимать ответ, а второй говорящий способен отвечать на них, произнося общепринятые цепочки звуков. Ограничимся для простоты однословными предложениями. Предполо­жим, что слушающий указывает на ряд домов, стоящих вдоль улицы, и спрашивает: «Как называются эти предметы?» Говорящий отвечает: «Дома». Заметим, что при этом он, во-первых, хочет сообщить название предметов и эта цель для собеседника является основной, и, во-вторых, указывает на то, что речь идет о нескольких домах, а не об одном, а это в данном случае является побочным результатом. Легко можно предста­вить, что слушающего интересует ответ на несколько другой вопрос: «Как охарактеризовать множественность этих предметов?». Здесь ответ говоря­щего «Дома» предназначен для характеристики множественности и это является уже основной целью речевого акта, а сообщение о названии ста­новится побочным результатом. Мы получаем два рефлексивно симмет­ричных речевых акта, отличающихся только выделением разных комму­никативных целей в качестве основной и побочной. Такого рода симмет­рию принято называть предметной рефлексивной симметрией.


Комментарии закрыты.