http://npc-news.ru/

Рефлексивная симметрия в языке

Исходные представления.

Явление рефлексивной симметрии в языке связано с целенаправленным характером коммуникативных актов, или речевых актов. Допустим, вы протягиваете руку своему знакомому и произносите: «Здравствуй!». Если заострить внимание только на языковом выражении, то что именно вы хо­тите сообщить? Может быть, вы хотите в буквальном смысле пожелать ему доброго здравия, возможно, что вы хотите просто обозначить свое присутствие в его поле зрения, не исключено, что вас прежде всего ин­тересует, чтобы он знал, что вы по-прежнему на «ты», вполне может быть, что вы хотите продемонстрировать ему звучание вашего голоса. Осозна­вая свое коммуникативное послание различными способами, вы придете к попарно рефлексивно-симметричным речевым актам.

Аналогично дело обстоит и с речевыми актами. Допустим, что произнося цепочку звуков D, мы стремимся к цели А, при этом побочным результатом данного речевого акта является и цель Б. Речевой акт, пред­полагающий Б основной целью, а А побочной, будем называть рефлек­сивно симметричным первому. Таким образом, рефлексивно симметрич­ные речевые акты отличаются только осознанием основного и побочного результатов, цепочка звуков, произносимых при этом, является инвари­антной.

На интересный пример такого рода указывает Н.Хомский, анализируя различные способы понимания исходного, сообщаемого слушающему предложения «Невидимый Бог создал видимый мир» [3, с. 8]. Хомский об­ращает внимание на тот факт, что слушающий может понять это предло­жение разными способами: 1. Бог невидим. 2. Мир видим. 3. Бог создал мир. Для того, чтобы рефлексивная симметрия этих речевых актов (здесь противопоставление говорящего и слушающего не принципиально) стала очевидной, позволим себе переписать их следующим образом: 1. Бог не­видим, и он создал видимый мир. 2. Мир видим, и он создан невидимым богом. 3. Бог создал мир, будучи невидимым. Очевидно, что мы здесь сталкиваемся с попарно рефлексивно симметричными речевыми актами.


Комментарии закрыты.