http://npc-news.ru/

Кризис психоаналитической теории

Кризис психоаналитической теории, который является ос­новной темой первой главы предшествующего тома, посвящен­ного принципам психоаналитической терапии, неизбежно дол­жен был отразиться и на развитии психоаналитической техники. Кроме того, последние десять лет с очевидностью показали, что развитие психоаналитической терапии на основе теорий меж­личностных отношений повлекло за собой переоценку многих положений, касающихся психоаналитической практики. Важно разграничить, с одной стороны, теорию патогенеза, то есть объ­яснение причин возникновения психических и психосоматиче­ских расстройств, и, с другой стороны, теорию терапевтическо­го воздействия, объясняющую, как происходит лечение. Конеч­но, при этом все предположения относительно структурных из­менений будут зависеть от того, как оцениваются изменения симптоматики.

Название этой главы, отражает несоответствие между фрейдовской теорией патогенеза и его же объяснением изме­нений, наступающих в результате терапевтических воздействий. В первом разделе данной главы мы заново рассматриваем этот подход и приходим к выводу, что Фрейд в своих описаниях кли­нических случаев не дал адекватного научного объяснения этой двойственности. Необходимо переформулировать его знамени­тое утверждение о том, что между лечением и исследованием существует неразделимая связь. Новым и многообещающим обоснованием для психоаналитической терапии явилось бы, на наш взгляд, серьезное отношение к теории повторной травматизации, которая тесно связана со структурированием терапевти­ческой ситуации.

Если мы попытаемся воспользоваться научными критериями для описания клинических случаев и хода лечения, то возникнет необходимость экспериментировать с различными схемами со­ставления отчета о нашей работе. В течение примерно тридцати лет мы, как и многие другие аналитики, стремились воспроизве­сти психоаналитические диалоги как можно точнее. В разделах 2 и 3 мы упоминаем об основных стадиях подготовки клиниче­ского сообщения. В последующих главах раскрываем эту тему более подробно на соответствующих примерах. Использование магнитофона знаменует собой новую ступень в нашей работе, так как обеспечивает доступ третьих лиц к достоверным запи­сям разговоров между пациентом и аналитиком, Это техниче­ское средство важно для обучения и исследовательской работы, и в разделе 4 мы знакомим читателей с полемикой по этому вопросу, которая продолжается уже долгое время и которую, как мы надеемся, помогут завершить примеры, приводимые в дальнейших статьях.


Комментарии закрыты.