http://npc-news.ru/

Ме­тодика семантического дифференциала

Таким образом, мы понимаем ценности, главным образом, как конечные ориентиры желательного состояния дел (К.Клакхон), практически не зависящие от ситуации, обеспечивающие стабиль­ную мотивацию и выступающие одним из интегративных элементов раз­вития личности, мотивационный процесс, в основе которого лежат ценно­сти не имеет конечной точки.

Целью работы является проверка гипотезы о наличии связи пред­ставлений о времени (прошлом, настоящем, будущем) с особенностями ценностной сферы человека. Мы исходим из предположения, что чем меньше различий между декларируемыми и подлинными ценностями че­ловека, тем время воспринимается как более организованное, разнообраз­ное, цельное.

Для подтверждения или опровержения гипотезы нами сформулиро­ван ряд задач: рассмотрение истинных и декларируемых ценностей чело­века, установление отличий между ними, анализ представлений о про­шлом, настоящем и будущем человека, определение наличия или отсут­ствия влияния установленных отличий между истинными и декларируе­мыми ценностями на представления о времени.

Для изучения представлений о времени нами была использована ме­тодика семантического дифференциала. Для изучения особенностей ценностной сферы методика «ценностных ориентацию» М.Рокича (ис­следование декларируемых ценностей), методика семантического диффе­ренциала И.Л.Соломина (определение истинных ценностей). Выборку со­ставили 50 человек (мужчины и женщины) в возрасте от 20 до 22 лет, сту­денты 4-го курса Самарского государственного университета, физическо­го и психологического факультетов.

В предварительных результатах, которые мы получили, нет значи­мых различий между ответами студентов психологического и физическо­го факультетов. Также ответы не зависят от пола испытуемых. При этом наблюдается следующая закономерность: чем меньше существующий раз­рыв между декларируемыми и истинными ценностями, тем больше линия «настоящего» оценивается как плавная, непрерывная, организованная, цельная и описание линии «настоящего» схоже с описанием линии «буду­щего». Это, на наш взгляд, свидетельствует об адекватном восприятии временной перспективы и себя в ней.

Чем больше разница, тем значительнее описание линии «настояще­го» отличается от линии будущего. Эти результаты можно рассматривать как показатель того, что такими респондентами будущее воспринимается как нечто оторванное от текущей ситуации, а следовательно, как слабо поддающееся сознательному воздействию.

Дальнейшая разработка поставленной проблемы требует специаль­ных, теоретических и практических исследований. Полученные результа­ты потенциально могу быть использованы в практической деятельности, как в индивидуальном, так и в организационном консультировании для составления программ по управлению временем, оптимизации индивиду­альных отношений с временем, оптимизации процессов в организациях.


Комментарии закрыты.