http://npc-news.ru/

Методика

Испытуемые. В эксперименте приняли участие 105 человек в воз­расте от 21 до 45 лет с нормальным или скорректированным до нормаль­ного зрением. Испытуемые были разделены на три группы, одну контрольную и две экспериментальные, по 35 человек в каждой группе.

Материал и оборудование. Перед проведением процедуры экспери­мента была разработана компьютерная программа, дающая возможность произвольно задавать требуемые режимы стимуляции: варьировать время предъявления стимульного материала и время межстимульных интерва­лов; изменять фоновые характеристики (светлоту, цвет и хроматическую насыщенность); устанавливать вид и время действия зрительной маски­ровки. Для проведения процедуры был использован персональный компьютер, оснащенный процессором Intel Pentium 4 и LCD монитором Samsung с диагональю 17".

Для обеспечения внутренней валидности эксперимента все основные задаваемые параметры, такие как: время предъявления стимулов, межстимульные интервалы, шрифт, хроматические характеристики фона, количе­ство стимульных рядов, характеристики зрительной маскировки и т.п., оставались постоянными при изменении состояния независимой перемен­ной, то есть при варьировании экспериментальных условий.

План эксперимента.

В экспериментальной схеме независимой переменной являлся вид предваряющей стимульной информации. Независимая переменная имела три состояния:

1.  Числовой ряд.

2.  Бессмысленный набор букв.

3.  Слово.

Зависимая переменная результативность опознания тестового сти­мула. В качестве тестовых стимулов использовался бессмысленный набор букв или слово русской лексики.

Планом эксперимента было предусмотрено создание трех стимульных ситуаций, названных условно: стимульная ситуация №1 (контроль­ная), стимульная ситуация №2, стимульная ситуация №3.

Процедура эксперимента. В каждой из стимульных ситуаций испы­туемому необходимо было воспринять последовательность из 12 стимуль­ных рядов. Каждый ряд, в свою очередь, состоял из двух стимулов, объединенных в стимульную пару. Первый стимул в стимульной паре был условно назван предваряющим стимулом. Он предъявлялся на 25 мсек. Второй стимул в паре был назван тестовым стимулом. В отношении те­стового стимула испытуемому следовало выполнить задачу «лексического решения», то есть определить является ли этот стимул словом или нет. Время предъявления тестового стимула составило также 25 м/сек. После каждого стимула, как предваряющего, так и тестового, использовалась

зрительная маскировка: на экране монитора на 2 сек. появлялся однород­ный фон ярко красного цвета. При выбранном времени предъявления сти­мулов и использовании зрительной маскировки, процесс опознания тесто­вых стимулов оказывался существенно затрудненным.


Комментарии закрыты.