http://npc-news.ru/

Биологические инстинкты

У человека под воздействием биологических инстинктов и при активном воздействии среды, формируется в виде неврифицированных образов объективное состояние страха, способное при соответствующих обстоятельствах оформляться в соответствующие наглядные образы. Это состояние может усиливаться за счет привнесения неопределенности, а может уменьшаться при определенном сочетании объективных и субъективных факторов человеческого взаимоотношения с миром. Но исчезнуть совсем оно не может, выступая тем фундаментом, на котором строятся все конкретные проявления страха» [1].

Поскольку рациональными средствами этот совокупный феномен объективного страха в силу его виртуальности зафиксирован быть не может, то его называют иррациональным основанием страха.

«Механизм становления и функционирования психического образа, рассматриваемый сквозь призму взаимодействия чувственного и рационального, позволяет высветить проблему появления иррационального содержания рефлектирующей деятельности. Появление иррационального заложено уже в самом образе как результат несовпадения эвристических мощностей чувственного и рационального компонентов образа.

Достраивая образ до целостного состояния, чувственная сфера, например, выполняя определенные функции рационального, искажает реальный процесс рефлексии, экстраполируя на совокупный образ собственные чувственные потенции. С другой стороны, если доминирует рациональная сфера, то образ строится с искажениями, привносимыми в результате экстраполяции рационализированных сущностей.

Кроме того, в результате сопоставления наличного образа с образами прошлого или будущего появляются новые иррациональные качества, которых не было первоначально. Можно предположить, что наиболее сильные эмоции человек испытывает как раз в результате рассогласования наличного психического образа с образами иррационального мировидения, поскольку если для «встречи» образов прошлого или для конструирования образов будущего он располагает определенными инвариантами их согласования и корректировки, то иррациональные образы всегда неожиданны и для их признания или отвержения подчас просто не существует адекватных средств.

Эти образы могут быть вытеснены в бессознательную сферу: время от времени напоминая о себе, они, наконец, могут быть рационализированы с соответствующей выработкой чувственного к ним отношения, но могут стать и самостоятельными регуляторами психического мира, блокируя другие образы, подавляя их, то есть вносить существенные рассогласования в психические структуры, вплоть до их разрушения» [1].


Комментарии закрыты.