http://npc-news.ru/

Бюджет РФ не сойдется без грамотного администрирования

Российский бюджет на 2011-2013 годы, одобренный в первом чтении Госдумой, как известно, будет дефицитным: на протяжении ближайших трех лет расходы будут существенно превышать доходы. Ожидается, что, как минимум, до 2015 года ситуация не изменится.Российский бюджет на 2011-2013 годы, одобренный в первом чтении Госдумой, как известно, будет дефицитным: на протяжении ближайших трех лет расходы будут существенно превышать доходы. Ожидается, что, как минимум, до 2015 года ситуация не изменится.

Очевидно, что в данных обстоятельствах необходимо работать по двум направлениям — увеличению доходов и уменьшению расходов главного финансового плана страны. Если говорить о втором пункте, то стоит отметить, что одной из самых «дорогих» статей расходов в ближайшие годы станет «социалка», что вполне объяснимо в преддверии выборов. Можно предположить, что сокращать выплаты по этому направлению руководство страны не решится.

Таким образом, основные силы правительства будут брошены на то, чтобы повысить наполняемость бюджета. Планируется, что это будет сделано, во-первых, за счет продажи пакетов акций крупных госкомпаний — ВТБ, Сбербанка, «Роснефти» и других. Во-вторых, будет увеличена налоговая нагрузка на бизнес. В частности, вырастет объем страховых взносов (раньше они именовались единым социальным налогом, ЕСН) — с 26% до 34%. В дальнейшем не исключены и другие нововведения.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин ранее заявил, что рост налогов позволит не повышать пенсионный возраст. «Мы повышаем налоги, чтобы платить пенсии, — заявил глава Минфина. — Конечно, это серьезная нагрузка на бизнес. Но мы должны принять для себя решение: можем ли мы обойтись без этого?»

Российские бизнес-сообщества,со своей стороны просят правительство пересмотреть налоговую реформу. Чиновники экономического блока правительства также призывают скорректировать ее, в частности, на прошлой неделе с этой инициативой выступил замминистра финансов Сергей Шаталов.

Таким образом, в настоящее время перед российским руководством встала непростая задача: как повысить наполняемость бюджета, не ударив при этом по бизнесу.

Расходы уменьшить не удастся

Эксперты не видят вариантов для сокращения расходов федерального бюджета РФ в ближайшее время, отмечая возможность повышения доходов за счет улучшения администрирования налогов и повышения ставок отдельных налогов для сырьевого сектора.

Как отметил заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики им. Егора Гайдара Илья Соколов, выступая на заседании экспертного экономического клуба РИА «Новости», исходя из параметров бюджета, рассматриваемых на 2011-2013 годы, расходы в пересчете на постоянные цены стабилизируются, но останутся на высоком уровне. По его словам, бюджетная политика может строиться либо на отказе от принятых ранее расходных обязательств, что маловероятно, либо за счет повышения эффективности бюджетных расходов. Однако поскольку эти мероприятия носят долгосрочный характер, «потенциально реальное сокращение расходов возможно крайне незначительное».

Аналитик считает, что одним из путей сокращения уровня дефицита бюджета является повышение ставок налогов. Но как показывают исследования, эта мера далеко не всегда приводит к повышению поступлений в бюджет. Так, расчеты института говорят о том, что возможное повышение ставки НДС не приведет к значительному росту поступлений, так как произойдет ухудшение администрирования этого налога.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг также согласен, что возможности для сокращения расходов бюджета нет, однако в то же время и на увеличение налоговой нагрузки, по его словам, бизнес реагирует отрицательно. По его мнению, «есть вариант сужения дефицита бюджета, связанный с оффшорными операциями». Как отметил Гринберг, в частности, более эффективно нужно противодействовать выводу в оффшорные зоны прибыли сырьевых компаний. «Надо подумать на эту тему, чтобы сырьевые компании платили больше налогов в России, чем платят сегодня», — сказал он.

Кроме того, он считает возможным введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц. «Должна быть прогрессивная шкала, может быть, не очень сильно прогрессивная, но 2-3 позиции в шкале должно быть», — считает эксперт. В частности, он отметил, что в Германии 4% граждан обеспечивают поступление 40% доходов в бюджет. «К этому нам придется когда-то прийти», — подчеркнул Гринберг.

Ведущий научный сотрудник института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский также полагает, что сокращать расходы в условиях, когда федеральный центр набирает массу социальных обязательств, очень сложно. По его словам, увеличивая социальные обязательства, правительство ставит себя в ситуацию, когда необходимо повышать налоги. В то же время он отметил, что повышение страховых взносов во внебюджетные страховые фонды может существенно сократить темпы экономического роста.

По мнению Чернявского, принимая решение о росте налоговой нагрузки, необходимо стараться не повышать бремя на весь бизнес за счет социальных налогов НДС, а надо «посмотреть на сегменты экономики, получающие конъюнктурные доходы, в частности, на металлургический сектор». Помимо этого, целесообразно было бы, полагает он, рассмотреть изменение механизма взимания НДПИ.

В необходимости ухода от НДПИ уверен и эксперт Центра экономических и политических исследований Алексей Мельников. По его словам, необходимо улучшать инвестиционный климат в стране, и, в частности, в добывающем секторе для этого есть резервы. «Есть шельф, который надо разрабатывать», — сказал он, отметив, что для его разработки можно было бы привлекать и иностранных инвесторов. В связи с этим, по словам эксперта, было бы целесообразно «переходить от НДПИ к соглашениям о разделе продукции». Он отметил, что в настоящее время есть проекты, работающие по соглашениям о разделе продукции (СРП), которые показывают очень хорошие результаты.

Однако руководитель компании «Неокон» Михаил Хазин уверен, что иностранных инвесторов вряд ли заинтересует разработка российских недр. По его мнению, необходимо искать внутренние источники пополнения бюджета, в частности, вводить новые налоги и повышать собираемость существующих. Он также отметил, что нецелесообразно повышать социальные налоги, так как предприятия стараются уходить от их уплаты. По мнению аналитика, необходимо обратить внимание на введение налога на недвижимость, что могло бы принести дополнительный доход в бюджет. Помимо этого, необходимо ужесточить борьбу с уходом от уплаты налогов, в частности, через оффшорные зоны.

Хазин заявил, что только российским предприятиям нужно давать лицензию на разработку недр. Кроме того, по его мнению, необходимо провести инвентаризацию эксклюзивных договоров, заключенных в 1990-х и 2000-х годах рядом предприятий с региональными и муниципальными властями в рамках ухода от налогов. Эксперт подчеркнул, что из-за этих договоров образовались локальные оффшоры.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Илья Трунин уверен, что проблема дефицитного бюджета является гораздо более острой, чем это может показаться. «Мы планируем применять последовательные меры, — заявил Трунин. — Мы не можем жить с бюджетным дефицитом постоянно. Да и когда Резервный фонд закончится, ситуация будет совсем другой, даже если цены на нефть при этом останутся на высоком уровне. Заимствование сейчас скажется на повышении налогового бремени для будущих поколений. В случае, если возникнет критическая ситуация, то мы будем настаивать на повышении косвенных налогов (акцизов и НДС), однако пока, до 2013 года, повышать НДС не планируется».

С надеждой на нефть

По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, дефицит бюджета в 2011 году составит 3,6% ВВП, в 2012 — 3,1%, в 2013 году — 2,9%. При этом доходы планируются в 2011 году в размере 8 трлн 617 млрд рублей, или 17,4% ВВП, расходы — 10 трлн 385 млрд рублей, или 20,9% ВВП.

В 2012 году доходы бюджета составят 16,5% ВВП, в 2013 году — 16,1%, расходы — 19,6% и 19% соответственно.

Отметим, что бюджет на ближайшие три года сверстан из расчета умеренного роста цен на нефть: в 2011 году — около 75 долларов за баррель, в 2012 — около 78 долларов, а в 2013 — около 79 долларов. Цена, конечно, может быть и выше (Минфин традиционно считает бюджет по консервативному сценарию), но вряд ли нефть подорожает значительно. При этом, как подсчитали в Минфине, в будущем году бюджет может стать безубыточным при цене нефти в 109 долларов за баррель, а в 2012 году — 105 долларов за баррель.

Серьезным риском, способным ухудшить плановые показатели, является инфляция. Рассчитанный ведомством Алексея Кудрина на будущий год рост цен составит 6,5%, но, по мнению экспертов, эти цифры слишком оптимистичны.

 

 


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>